/В. Грибов (С. Курий)/ "Твое Время" №3-4/2004 Наверное,
многим из вас, хотя бы один раз в жизни, приходилось сталкиваться с
этими странными навязчивыми людьми: аккуратными бабушками, всегда
держащими Библию наготове как солдат автомат, экзальтированными
девушками, использующими слова, значения которых они до конца не
понимают, парнями с характерным блеском в глазах и улыбкой рекламного
агента…
Вот несколько подобных встреч из личного опыта. …Известный
ж/д узел Дебальцево. Тесный и переполненный зал ожидания. До поезда —
четыре часа. Утомительно и скучно. И вот ко мне подсаживается пожилая,
но бодрая, женщина. В руках Библия со множеством закладок и с первого
взгляда ясно, что она — сектантка. Но автор этой статьи еще молод, глуп
и наивен, почему бы и не побеседовать, ведь все мы — люди. Через час я
уже жалел о завязанной беседе. Да и какая это беседа, когда один
человек совершенно не слушает (точнее, не слышит) другого? Создалось
ощущение, что я беседую со здорово отстроенным, но совершенно
ограниченным автоматом. Все мои вопросы повисали в воздухе, попытки
указать другие места из Библии (закладками не отмеченные) встречали
вежливое, но упорное сопротивление. Разговор с монотонной
настойчивостью шел по кругу, ограничиваясь в основном замаскированной
хулой в адрес православной церкви и упором на то, что Бога зовут Иегова
(можно подумать, что если бы Бога назвали Васей, то он от этого бы
пострадал?). С тех пор, услышав вопрос: "Хотите я расскажу вам об имени
Бога?", я поспешно ретируюсь… …Начало 1990-х. Экзотические парни с
бритой головой, в широких рубахах и кротким взглядом распродают частицы
индийского эпоса "Махабхарата". "Харе Кришна!" Да, это кришнаиты. То ли
мода на Восток повлияла, то ли кажущаяся прямой связь кришнаитов с
традиционным тысячелетним индуизмом, не знаю — сперва они мне были не в
пример симпатичнее христианских сект, хотя я и не понимал, какое
будущее может иметь в Украине индийская НАЦИОНАЛЬНАЯ религия. Тем не
менее, я покупаю у кришнаитов роскошные издания двух эпических отрывков
"Шримад-Бхагаватам" и "Бхагават-Гиту", правда, под редакцией "великого
учителя" Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады (произнося все это
вслух, можно натренировать дикцию). Как выяснилось, комментарии
"великого учителя", составляющие 3/4 книги (!), с более чем предвзятыми
и высосанными из пальца трактовками,1
делают адекватное чтение классического текста невозможным. И лишь
опустив примечания, я смог дочитать "Бхагават-Гиту" до конца. А
истинное положение Общества Сознания Кришны раскрылось для меня позднее… …То
же начало 1990-х. На улицах — одетые в белое юноши и девушки с
блаженными улыбками распевают трогательные песни. Возле них стенд с
двумя фото: первое мне знакомо — это предполагаемая реконструкция лика
Христа с пресловутой Туринской плащаницы, на втором — хитрый бородатый
и носатый мужик с "отмороженной" девушкой. "Кто это, ребята?". "Сие
есть Иоанн Креститель с Марией Деви Христос — земным воплощением Христа
в женском обличьи. Живут в Киеве". Дальнейшее слушать можно уже только
ради развлечения. Однако, как выяснилось позже, это было не столь
смешно, сколь грустно. В 1993 году о "Белых братьях" узнают все… …Звонок
в дверь. Моя жена видит на пороге двух прилично одетых юношей.
Рекламные агенты? Нет, но отвязаться от них не менее трудно. "Если вы
послушаете нас хотя бы час, мы подарим вам Книгу Мормона". "Спасибо, не
надо…".
Разберемся в понятиях
Внешние причины
нашествия неокультов на страны СНГ в общем, и Украину в частности, не
требуют обширного пояснения. Ломка системы мировоззрения, социальная
нестабильность и незащищенность, отсутствие объединяющей духовной цели
— вот далеко не полный перечень. Однако было бы неправильным считать
буйный расцвет нетрадиционных вероучений только проблемой
постсоветского пространства. На Западе и Востоке подобный расцвет
начался давно — со второй половины ХХ века, и недаром совпал с
усилением роли масскультуры и развитием технологий манипуляции
сознанием. Одним из способов, основанных на данных технологиях с целью
обретения власти и денег, и стало создание неокультов. Кризис
традиционных религий начался давно, но никогда еще он не был причиной
столь расчетливой эксплуатации духовных потребностей людей. Не все
неокульты и нетрадиционные религии можно отнести к тоталитарным сектам,
но практически все тоталитарные секты обязательно являются неокультами.
Кстати, неокульты далеко не всегда позиционируют себя как "религиозные
организации". Многие принимают форму всяческих школ духовного
усовершенствования (гуманитарный центр Хаббарда, школа эзотерических
знаний, курсы йоги) или школ боевых искусств ("Белый лотос"). Нередко
один и тот же неокульт создает несколько "дочерних предприятий" под
другими названиями и в другой форме.
Тоталитарным сектам подобная
подстраховка нередко помогает скрыть свое истинное лицо и цели, уйти от
ответственности. Так "Церковь сайентологии" имеет множество разных
названий: "Дианетика", "Хаббард-колледж", "Нарконон", "Криминон". А
секте Муна, которая официально называется "Ассоциация святого духа по
объединению всемирного христианства", принадлежат и "Международный фонд
образования", и "Международный женский фонд за мир во всем мире", и
"Академия профессоров за мир во всем мире" и т.д., т.д., т.д… Нередко
секты работают как просветительские и благотворительные организации,
благо денег у многих из них хватает. |
Гораздо более четко можно классифицировать неокульты по сути.
Думаю, что такое христианские ("Слово веры", "Победа", "Церковь Иисуса Христа святых последних дней", "Богородичная церковь" и др.) и восточные ("Общество Сознания Кришны", Сахаджа-йога, "АУМ синрике" и др.)2 неокульты, вы в целом представляете. Синкретические
неокульты обычно представляют собой произвольный синтез христианских и
восточных вероучений ("Белое братство", "Церковь Последнего Завета" и
др.). Сатанисты обычно ассоциируются со служением Дьяволу и злу, хотя здесь есть и особенности.3
Общей же чертой всех сатанистов является ненависть к христианству и его
ценностям. Подобное неприятие христианской религии мы можем наблюдать и
у неоязычников, стремящихся воскресить древнюю языческую традицию (поэтому язычеству всегда свойственен националистический оттенок). Учение эзотерических
сект (теософия, агни-йога, группа Симорона и др.) базируется на
освоении избранными тайных знаний, позволяющих управлять
сверхъестественными силами (обычно с помощью определенных ритуалов). С
эзотерикой соприкасаются и многие наукологические
неокульты, которые используют в своих религиозных по форме учениях все
достижения научно-технического прогресса (особенно психологии).
Но что же такое
тоталитарная секта (или культ)? Кстати, многие используют вместо
"тоталитарная" другой эпитет — "деструктивная", т.е., та, что нарушает
гармонию человеческой личности (внутренняя деструкция) и общества
(внешняя деструкция). В общем и целом тоталитарной/деструктивной секте/культу свойственны: а) жесткая иерархия с авторитарным лидером (и обычно разными "уровнями посвященности"); б) полное отождествление культа и вероучения с личностью и волей авторитарного лидера; в) укрытие полной информации о своей организации, ее деятельности и учении, при вовлечении в нее новичка. г)
резкое противопоставление себя обществу, другим религиям, и вообще
всем, не входящим в секту ("чужим"), и как следствие — изолирование
своих членов от социума и прошлых коммуникативных связей; д)
психологическое насилие — контроль над сознанием, эмоциями и поведением
своих членов с помощью разнообразных методик (гипноз, медитация и
т.п.); е) запрет на всяческую критику деятельности секты и ее руководства ее членами.
А теперь подробнее.
Вербовка в секту и ее "слабые места"
"Бесплатное проживание и питание! Стильная прическа и форменная одежда! Активные экстремальные развлечения! Обращаться в горвоенкомат". (анекдот)
Итак, один из основных
признаков любой тоталитарной секты — дезинформация (это может быть
прямой обман, но чаще — утаивание части информации, уклонение от
конкретики, искаженное представление о вероучении и деятельности
секты). Как известно одна из отличительных черт неокультов — повальное
"миссионерство", каждый член общины ОБЯЗАН проповедовать учение, даже
если у него к этому нет никаких способностей. Заметьте, что среди
рядовых "миссионеров" подобных сект довольно редко встречаются люди,
способные убедительно спорить и искусно отстаивать свое учение. Обычно
повторяется ряд обобщенных расплывчатых фраз: "Наша вера истинная,
потому что верная… Божественная любовь… Самораскрытие духовного
потенциала… Спасение души… Просветление…" и т.д.4
Миссионер-неофит не столько старается изложить "кредо" своей
организации, сколько затащить вас на свою территорию, где на вас уже
будет оказано коллективное воздействие толпы и искусство более
профессионального проповедника. "Приходите к нам на семинар
(богослужение, просмотр фильма, вегетарианские обеды, хор блюзменов
"Аллилуйя-бэнд") и там вы все поймете. А меня вы можете понять
неправильно…", говорит вам "вербовщик". Тогда стоит прямо спросить
его, почему человек, который не может убедительно изложить каноны своей
веры, вообще занимается миссионерством. Разве может человек, который
плохо играет на инструменте, быть "рекламным лицом" своей музыкальной
школы? В том-то и дело, что сама методика вовлечения в тоталитарные
секты коренным образом отличается от методики любой достойной и честной
религиозной организации. Каждый нормальный проповедник способен ясно и
четко изложить основы своей религии. Обращая неофита, он стремится к
тому, чтобы тот узнал об этом учении побольше, понял его мысленно и
принял сердцем. И только после этого человека принимают в религиозную
организацию.5 Тоталитарные секты действуют прямо противоположно — они стремятся затянуть новичка в свою организацию, чем раньше, тем лучше. И
неспроста. Лишь спустя какое-то время наивный новичок узнает всю правду
об организации. Но к этому моменту на него уже будет оказано такое
психологическое манипуляционное воздействие, что критически оценить это
он будет уже не в силах.
Вообще, отсутствие
критического мышления — один из главных признаков тоталитарных сект.
Это легко проверить, если вы зададите "вербовщику" элементарные
вопросы, например, "Что вам не нравится в вашей организации? С какими
трудностями вы там столкнулись? В чем вы сомневаетесь?". Поверьте,
большинство представителей традиционных религий на эти вопросы
отвечают, у многих из них есть претензии и сомнения. Член же
тоталитарной секты даже в страшных снах не способен критично оценить
деятельность своей организации или ее руководителя. ЛЮБЫЕ действия
секты считаются однозначно верными и истинными. Поэтому-то религиозная
нетерпимость и фанатизм ее членов не имеет себе равных. Неспособность
критически мыслить по отношению к "своим" компенсируется довольно
однообразной хулой в сторону "чужих". Вам тотчас расскажут о развратных
и сребролюбивых православных (католических, буддистских — в зависимости
от ситуации) священниках, которые исказили истинное христианство
(ислам, буддизм и т.д.). Мало того, нетерпимость выражается не только в
ненависти к другим религиозным учениям, но и вообще ко всем людям,
которые в эту секту не входят. Поэтому тоталитарные секты живут по
"двойному стандарту": один —для своих, другой — для "чужих". Нередко
это отношение изначально заложено в самих вероучениях. Так, после Конца
Света (ожидаемого обычно с минуты на минуту) все, кто не успел
"спастись" в лоне данной секты, будут либо уничтожены, либо не
воскреснут (иеговисты), либо будут занимать низшее социальное положение
у "высшей расы" (кришнаиты). Выбор для большинства людей, как видите,
невелик… Да и попахивает знакомо…
И вот мы подошли к
следующему важному качеству тоталитарных сект — их социальной
изолированности, кастовости, тайности. В принципе, именно благодаря
этому с ними начали бороться многие государства. А какому государству
хочется иметь у себя тайные закрытые общества со множеством невменяемых
адептов, готовых по первому же приказу руководителей распылить по метро
зарин ("АУМ Сенрике"), или перекрыть дороги и захватить храмы ("Белое
братство")? Как уже писалось, в тоталитарных сектах существует
несколько "уровней посвящения", и полная информация о целях секты
известна лишь верхушке. Обычно во главе таких сект стоит полновластный
руководитель, непререкаемый авторитет ("воплощение Бога", "гуру",
"наставник", "посланник"), слово которого не обсуждается.
Если бы большинство таких
"авторитетов" были просто психически одержимыми людьми, то это было бы
не так страшно. Однако в ХХ веке, когда "неокульты" открыто были
признаны прибыльным делом, множество "гуру" — личности весьма
расчетливые, не чуждые земных благ, а нередко и уголовной
ответственности. Владелец сети японских ресторанчиков и организатор
террористического акта в метро Секо Асахара; наркоман,
бизнесмен-неудачник и бульварный фантаст Хаббард; удачливый бизнесмен
Мун, известный своими сексуальными излишествами, борец за мир во всем
мире (при этом имеющий завод, производящий винтовки М-16) — вот далеко
не полная кунсткамера основателей тоталитарных сект. "Золотую середину"
между расчетливостью и экзальтированностью продемонстрировала верхушка
"Белого братства", где всем руководил хитроумный "Иоанн (Юоанн)
Креститель" (Юрий Кривоногов), а "лицом и символом" была "Мария Деви
Христос" (Марина Цвигун) по-настоящему свихнувшаяся на вере в свое
предназначение. |
Конечно,
миссионеры тоталитарных сект никогда не откроют вам всю правду о
прошлом и настоящем своих лидеров (иногда они этого просто не знают).
Не сразу вы узнаете и о тяжелых и неприглядных сторонах сектантских
будней. Сперва они с улыбкой скажут, что "никто никого не вербует, все
наши члены свободны, во многом вы будете жить как остальные люди". Как
бы не так. Жить как "остальные люди" вы конечно будете, но только не
долго. Когда неофита психологически закодируют и секта поймет, что
"клиент созрел", его заставят бросить семью, обучение, старых друзей,
иногда — продать квартиру и т.п., а вся его жизнь превратится в четко
регламентированный и изнуряющий ритуал.6 Первичные обещания будут нарушены, но сама "жертва" этого уже не поймет.
Парень, ты попал!… (этапы и методы вовлечения в секту)
"Будьте осторожны с людьми чересчур приятными! Будьте осторожны с людьми, которые стараются дать простые ответы на сложные жизненные вопросы…". (М. Зингер, профессор психотерапии Калифорнийского университета)
"Если вы встретили самых приятных людей в вашей жизни, которые приведут вас в самую теплую компанию, где лидером будет самый вдохновенный и понимающий вас человек, если вы узнаете, что цель этой группы настолько прекрасна, что вы и не думали, что ее можно достичь, знайте, что это слишком красиво, чтобы быть правдой". (Из дневника Д. Миллз, члена секты "Храм народов", которая погибла в Гайане вместе со своими соратниками).
В прошлом номере мы
остановились на том моменте, когда юркому миссионеру тоталитарной секты
удается затащить "новичка" на сектантские мероприятия.
"…мне бы хотелось
привести такой пример: представим себе, что к молодому человеку на
одной из улиц Винницы подходят двое его сверстников и говорят:
"Здравствуй, мы из секты. Мы хотим пригласить тебя к нам, чтобы ты тоже
стал сектантом. У нас тебе понравится. Но институт тебе придется
бросить. Наша организация не поощряет учебу в институтах. Родителям
скажи "до свидания", так как члены секты будут тебе вместо родителей.
Если у тебя есть девушка, простись с ней. Мы сами решим, нужно ли тебе
жениться, и если нужно, то на ком и когда. Когда у вас будут дети, мы
определим, будете вы их сами воспитывать или же отдадите кому-нибудь из
членов нашей секты. И вообще, завтра из Винницы группа наших адептов
выезжает в Иркутск. Поэтому собирай свои вещи и поезжай с ними. Будешь
в Иркутске собирать деньги, и смотри, чтобы получалось не менее ста
долларов в день. Условия жизни в Иркутске отличные: там однокомнатная
квартира, в которой живет двадцать девять человек; спят все на полу,
причем спальных мешков может не хватить. Спать жестко, спим мы мало,
так что долго мучиться не придется. Встаем мы рано, молимся и сразу
идем на улицу, даже не завтракая, так как это вредно". Как видим,
ситуация получается абсурдная. То, что я рассказал, — реальные
условия жизни в мунитских передвижных командах по сбору средств. …Но
вся проблема в том, что рассказывают совсем другое. Подходят и говорят:
"Ты знаешь, у тебя такое замечательное лицо, такие умные глаза. Как
тебя зовут? Вася? А я Маша. Ты знаешь, Винница такой превосходный
город. Мы собрали здесь такую замечательную компанию: разные умные
люди, молодежь, есть ребята из-за границы. Мы такие веселые вечеринки
проводим. Здесь каждый день что-то происходит. Вот, например, сегодня
вечером у нас будет веселая вечеринка. Приходи к нам. Я вот проходила
мимо, увидела твое лицо и решила тебя пригласить. Тебе обязательно
понравится. Приходи! Вот наш адрес. Но что там адрес, давай я тебя
сразу провожу". (А. Дворкин "О сектах и путях вовлечения в них", http://www.orthodox.org.ua) |
На этом основная
функция миссионера заканчивается —он привел "жертву" в свою среду,
после чего начинается коллективное воздействие. Несмотря на разницу в
вероучениях, все неокульты действуют по удивительно схожей методике.
Этап 1: Обольщение ("Подобрали-обогрели…")
В принципе, люди с
устоявшимся мировоззрением, твердым характером и критическим складом
ума, даже попав на сектантские мероприятия, надолго там не
задерживаются — они просто кожей улавливают, что поведение этих
ЧРЕЗВЫЧАЙНО милых и заботливых людей несколько ненормально (излишняя
воодушевленность, схожие выражения лиц, переизбыток сахарина в
общении). Зато на людей в кризисном состоянии (неважно бытовом или
духовном), страдающих в первую очередь от дефицита общения и
непонимания окружающих, "внешний фасад" сектантского общества
произведет неизгладимое впечатление. К "новичкам" сектанты
относятся прямо-таки с исключительной заботой и вниманием. Вам
покажется, что вы впервые за долгие годы встретили людей, которые не
только вас понимают, но и готовы оказать вам всяческую поддержку. На
вас обрушатся потоки лести: мол, вы — такой замечательный человек, а
окружающий мир к вам так несправедлив. Затем разговор плавно перейдет
на тему вашей "избранности" и вы ощутите, насколько вырастет ваша
глобальная значимость, стоит только встать в ряды "таких же, как ты". А
рецепты решения ваших проблем окажутся настолько просты, что никакого
психологического дискомфорта вы не испытаете.1
Вам стабильно гарантируют, что обратив свои сердца к Богу (Мировой
Душе, внутреннему "Я"), вы с помощью "братьев" и "гуру" обретете Знание
и Счастье. После такой массированной атаки "любовью" ворона уже готова
каркнуть "во все воронье горло", и тут начинается…
Этап 2: Метаморфозы ("Я — это ты, ты — это я…")
После того, как новичок
обольщен, настало время "привязать" его к секте, грубо говоря, сделать
его клеткой сектантского организма. Для этого надо, прежде всего,
нивелировать человеческую индивидуальность, свести ее к минимуму.
Наверное ни в одной общественной среде (ни в армии, ни на зоне) вы не
найдете столь схожих между собой людей, как в тоталитарной секте, ведь
для тоталитарной секты деиндивидуализация ее членов — не побочный
эффект, а сознательная цель. Для того, чтобы привести все богатство
личности к "общему знаменателю", руководителями секты используются
самые последние манипулятивные технологии и психометодики. Остановимся
коротко на самых главных из них.
а) Постоянная культивация чувства экстаза. Ученые
давно заметили, что в экстатических состояниях человеческий мозг
(точнее, его железа — гипофиз) вырабатывает вещество эндорфин.2
Чувство эйфории вызываемое этим веществом превосходно знакомо
творческим личностям и альпинистам, достигшим вершины, оно рождает
чувство триумфа при достижении определенной цели. Во время ритуальных
экстатических действий, когда выделение эндорфина стимулируется
постоянно, он становится для организма своеобразным наркотиком. Поэтому
член секты не пропускает ни одного ее массового мероприятия, он
приходит туда получить свою "долю счастья" и без нее уже не чувствует
себя комфортно.
б) Внушение Внушение
ни в коем случае нельзя путать с убеждением, так как в отличие от
последнего, здесь информация передается в сознание и подсознание без
всяческого предварительного объяснения и понимания. Внушенные идеи и
мысли привязываются исключительно к эмоциональной сфере, минуя
логическую. Вот почему разумная критика внушенных идей тотчас вызывает
чисто эмоциональное неприятие ("это неправильно, потому что мне
неприятно!"). Стиль внушения зависит от состояния объекта внушения.
Если объект возбужден и взволнован, то говорить с ним надо тихим
голосом, желательно длинными и туманными фразами. Если же объект
подавлен и не уверен в себе, то внушение производится приказным
назидательным тоном, простыми, чуть ли не лозунговыми, фразами. Однако,
при любом типе внушения, объект нельзя унижать и резко критиковать.
Напротив, его следует расположить к себе, не скупясь на лесть и
комплименты.3
в) Гипноз Гипноз
— методика более эффективная, нежели внушение, но и более сложная.
Здесь нужно искусно ввести объект в специфический транс — соноподобное
состояние с полным отключением критической оценки и повышенной
чувствительностью к постороннему внушению. Во время самой глубокой
стадии гипноза (сомнабулизм) у объекта пропадает реакция на любые
внешние раздражители кроме разговорного контакта с гипнотизером. Особо
искусный гипнотизер способен в этом состоянии "закодировать" объект на
совершение определенного действия. Сложность гипнотической техники
заключается также и в том, что даже "закодированный" человек обычно не
в состоянии совершить действия, которые кардинально противоречат его
моральным принципам. Поэтому цель гипноза искусно завуалирована.
Нередко это достигается своеобразным расщеплением человеческого "я" на
несколько автономных. "Программа" обычно начинает работать при
определенном сигнале, заложенном в подсознании. Естественно,
"закодированный" таким образом человек ни о чем не подозревает, ибо не
осознает и не помнит самой стадии гипноза. Срок силы подобного приказа
достигает одного года.4 Однако не стоит
думать, что во время гипнотического транса люди обязательно находятся в
глубоком оцепенении. Так, на коллективных ритуальных действиях (под
выкрики ведущего, громкую ритмичную или монотонную музыку, методично
раскачиваясь) люди также могут впасть в гипнотический транс и не
осознавать происходящего.5
г) Мантры, монотонные распевы, медитация, дыхательные упражнения Все
вышеназванные методики имеют в основном восточное происхождение и
связаны, в первую очередь, с представлением о том, что окружающая нас
реальность на самом деле иллюзия, а истинно лишь то, что заключено
внутри человека, его внутренняя связь с абсолютом. Почти все
вышеназванные практики и призваны в первую очередь сменить обычное
мировосприятие, "очистить" свое сознание от власти прежних установок и
стереотипов. Мы не будем вдаваться в теологические тонкости и
заявлять об однозначном вреде или пользе данных практик. Скальпелем,
как известно, можно и спасти, и убить пациента. В том-то и дело, что в
тоталитарных сектах все эти методы "очищения" сознания направлены лишь
на то, чтобы вместо прежних установок, вбить людям в головы те, которые
выгодны "учителям" (в большинстве своем — людям весьма прагматичным).
Немецкие ученые установили, что постоянное произнесение мантр6
снижает способность человека воспринимать внешнюю информацию. Часть
эмоций и внешних раздражителей перестает действовать, а взамен
появляется способность сознательно воспринимать галлюцинации. Похоже действует на человека и практика медитации,7 чрезмерное использование которой нередко приводит вместо "просветления" к психическим расстройствам. | д) Определенная диета и частые посты Многие
секты практикуют безбелковую диету, исключение из рациона мяса. Состав
пищи в основном углеводный (иногда туда даже подмешивают притупляющие
сознание препараты, наподобие аминазина).8 Подобный рацион снижает психозащитные функции организма.
е) Контроль за личной жизнью члена секты Постепенно
влияние секты начинает распространяться и на личную жизнь, начиная от
внешнего вида и заканчивая кругом общения и источниками получения
информации. Весь ваш режим дня теперь начинает определять руководство
секты: ограничивают время сна, загружают работой, постоянными лекциями,
ритуалами, т.е., создают такие условия, чтобы вы не смогли
остановиться, задуматься и оценить сложившуюся ситуацию. Вы теперь
почти никогда не остаетесь в одиночестве. Мало того, вы обязаны
публично исповедоваться и для принятия сколь-нибудь важного решения
обязательно консультироваться с "наставниками". Так постепенно,
вместо того, чтобы "раскрыть свое "Я" (как обещали вам вначале), вы
напротив сужаете и перестраиваете его "по образу и подобию" остальных
членов секты. И вот, когда это происходит, начинается…
Этап 3: Разрыв с остальным миром ("Все, что не мы —зло…")
Теперь, когда вы
окончательно "созрели", ласковое выражение "лица" секты начинает
приобретать грозный звериный оскал. Приходит время платить по счетам.
Вам настоятельно рекомендуют бросить учебу, семью, друзей, любимого
человека, в общем все, что не связано с сектой. Общение с миром
начинает носить характер исключительно миссионерской деятельности, а
все, кто не желает вступать в секту, начинают восприниматься как враги.9 Да
в принципе, и вам уже будет не о чем говорить с "чужаками". Ваш
лексический запас, и круг интересов будет определяться сектой и только
ею. А мир за ее пределами будет казаться страшным и враждебным. И вот,
когда вам покажется, что вне секты существовать невозможно, наступит…
Этап 4: Окончательная диктатура секты ("Без нас ты — никто…")
Теперь выход из секты
без посторонней помощи практически невозможен. А все предыдущие
обещания "великих учителей" окончательно забыты. Вас заставляют
изнурительно работать, перемещаться с места на место, переписать или
продать во благо секты свою квартиру и имущество. У вас не остается
ничего своего. Теперь вам не столько льстят, сколько культивируют страх
и чувство вины ("все твои неудачи — следствие греховности"). Правилом
становятся постоянные доносы и угрозы. Часто вы связаны с сектой не
только психологически, но и финансово — вам припомнят все денежные
долги и любую помощь, которую ранее секта оказывала "бескорыстно". В
отдельных случаях могут угрожать и физической расправой. Но это — реже,
безопаснее просто сделать вашу жизнь без секты психологически
невозможной, когда самостоятельное существование будет КАЗАТЬСЯ вам
более невыносимым, чем положение сектантского раба.
"В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года. Некоторые
секты оставляют куда более тяжелые последствия, причем это не связано
напрямую с количеством часов, проведенных в ритуалах и
программировании. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от
сайентологии, хотя она требует от своих последователей меньше
затраченного времени, чем, например, кришнаиты или муниты. Кришнаиты
тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы и совместные молитвы,
муниты — 53 часа, а сайентологи — неполных 43. Однако для выздоровления
покинувшему кришнаизм требуется в среднем 11 месяцев, бывшему муниту —
16 месяцев, а сайентологу — 25, 5 месяца. Но и тогда "выздоровление" —
термин лишь относительный; существуют и долгосрочные последствия,
сказывающиеся еще многие годы. Один консультант, работавший со многими
бывшими сектантами, заявил, что по его мнению, от последствий
сайентологии до конца оправиться не может никто. Судя по всему, такие
наши отечественные "самоделы", как "Богородичный центр" и "Белое
братство" по своим разрушительным для личности и общества последствиям
вполне сравнимы с сайентологией". (А. Дворкин "10 вопросов навязчивому незнакомцу") | Сергей Курий
|