Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ |
ДЕНОТАТ - ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ О чем говорят разобранные примеры? Они
свидетельствуют о том, что осмысление текста — это сложный процесс. Вместе с
тем он подчиняется определенным законам, обусловленным феноменальными
особенностями работы человеческого мозга. Как же использовать эти законы для
нашей задачи: научиться при быстром чтении глубоко и полно понимать текст?
Чтобы найти пути решения этой проблемы, необходимо вначале решить вопрос о том,
что следует понимать в читаемом тексте? Очевидно, некоторым читателям сам
вопрос может показаться бессмысленным: ясно — все, что содержится в нем. И вот
здесь нас ожидает интересное открытие: текст весь, целиком читать не надо.
Чтобы понять его, достаточно прочесть только некоторую его часть, которую можно
условно назвать “золотым ядром” содержания. Это именно те 25% содержания текста, которые
остаются после исключения избыточности. Что же представляет собой “ядро”? Чтобы
понять это, рассмотрим основные семантические принципы построения текста. Как
установила современная лингвистика, тексты обладают единством внутренней
логической организации. Они строятся по единым логическим правилам связности
изложения. Кроме того, как мы уже знаем, избыточность текстов весьма велика и
доходит до 75% . Очевидно, “золотое ядро”, о котором мы говорим, и несет
основную смысловую нагрузку. А если это так, то целевой процесс преобразования
текста на сжатие при чтении можно условно считать выделением и формированием
этого “ядра”. На рис. 8 приведена блок-схема последовательности выполнения этой
операции. Текст содержит определенную информацию, которую читатель в нем видит.
Таким образом, первый шаг на пути преобразования текста — выделение
интересующей информации. Здесь под информацией мы понимаем то, что данный текст
передает конкретному читателю.
Будем исходить при описании дальнейших
преобразований из семантической теории информации, разработанной советским
математиком и лингвистом Ю. А. Шрейдером. Согласно этой теории, читатель,
изучай информацию, сравнивает ее с тем объемом знаний (тезаурусом), которым он
располагает в данный момент. В результате такого сравнения читатель дает оценку
поступающей информации. Это означает, что если вначале читатель не понял
текста, то текст не несет для него никакой информации, Если затем, спустя даже
длительное время, получив новые знания, читатель вторично обращается к этому же
тексту, то на этот раз он уже извлекает из него нужную информацию. Что же
происходит с ней дальше? В результате изучения текста читатель выделяет смысл,
который преобразуется затем в значение. Здесь мы ввели два новых термина и,
прежде чем разбирать сущность происходящего далее процесса, необходимо дать им
объяснение. Что же такое смысл и значение? Впервые изучение понятий “смысл” и
“значение” предпринял известный немецкий математик и логик Готлоб Фреге. В 1892 г. вышла его работа “О смысле и
значении”, которая до настоящего времени не потеряла своей актуальности и
по-прежнему популярна среди математиков, лингвистов и логиков. Г. Фреге определяет смысл как содержание
языкового выражения, т. е. это мысль, содержащаяся в словах. Значением
языкового выражения является тот сущностный предмет, который словесно
зафиксирован в сознании человека. Например, значением слова “Луна” по существу
является определенное небесное тело или естественный спутник Земли, вращающийся
вокруг нее и видимый нами каждую ночь. Согласно концепции Г. Фреге, отношение имени
к тому, что оно называет или обозначает, является отношением называния, а вещь,
которая называется, является значением этого имени. Всякое имя всегда что-то
называет (это функция номинации) и это что-то — определенная вещь. Естественно,
что могут быть и неназванные вещи. Таким образом, значение — это сущностное
свойство имени, которое реализуется путем многообразного называния вещей.
Смыслом Г. Фреге называет различие в способе формального обозначения предметов
именами. Имена типа: “А. Пушкин”, “Великий русский поэт”, “Поэт, убитый
Дантесом” — различны по смыслу, но одинаковы по значению. В текстах можно найти
разные способы использования имен: педагог — преподаватель; врач — доктор;
разведчик — шпион и т. д. Эти примеры сообщают разные сведения об одном и том
же предмете. Таким образом, смысл имени есть то, что передается и понимается в
сообщении как социально значимая информация и что при приеме сообщения должно
быть понято однозначно. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но
разный смысл, если эти выражения различаются по структуре реализации текста.
Например, рассмотрим выражения: “5” и “3 + 2”. Смысл в каждом из них различный, а значение и
в первом и во втором одинаковое. Теперь вновь обратимся к рис. 25.
Заключительные этапы преобразования фрагмента текста включают выделение из
полученного смысла значения. Означает ли это, что всегда, в любом тексте есть
все компоненты этой схемы? Совсем нет. Однако вероятность наличия каждого ее
элемента идет по убывающей. В самом деле, тексты всегда содержат информацию.
Немного можно найти бессмысленных текстов. Но очень много текстов осмысленных и
тем не менее не содержащих значения. В литературе по логике обычно приводят
пример такого пустого выражения. Понятие, выраженное словами “король Франции”,
имеет смысл, но применительно к XX в. значения не имеет. Возможны ли научные тексты
подобного содержания? Для ответа на этот вопрос достаточно самим
узнать, есть ли значение в ниже цитируемом тексте? “Рассмотрим некоторый тотальный и,
следовательно, уникальный экземпляр ,,А”. Установление тождества экземпляра с
самим собою можно рассматривать как отображение, приводящее образы „ А” в
соответствии с прообразом ,,А”. Экземпляр ,,А” по определению может быть
сопоставлен только с самим собою. Поэтому отображение является внутренним и,
согласно теореме Стилова, может быть представлено в виде суперпозиции:
топологического и последующего аналитического отображения. Совокупность образов
,,А” составляет точечную систему, элементы которой являются эквивалентными
точками...”[1]
Как показал анализ, проведенный И. П. Севбо,
формальная связанность и наукообразное звучание не уменьшают пустоты этого
текста. Здесь полезно также вспомнить книгу физика А.
И. Китайгородского “Реникса”, убедительно доказавшего пустоту поисков “Ауры
биополя” и всех “феноменов” парапсихологии. Все тексты по парапсихологии имеют
смысл, но не имеют научного значения, так как эти “феномены” не физичны. Очевидно, теперь мы можем ответить на вопрос
о том, что же следует читать в текстах: нужно уметь находить значение. Быстрое чтение и выявляет смысл и значение
мыслей автора. Как же практически научиться выделять значение? И здесь мы
рассмотрим еще одно интересное явление. Как показал проф. Н. И. Жинкин, мозг
каждого человека уже обладает этой способностью, так как содержит программу
выделения значения в любом читаемом тексте, имеющем смысл. Эксперименты
психологов подтвердили, что при обработка текста человеческий мозг всегда
выделяет ядерное значение, независимо от способа его формального выражения или
смысла. Так, в одном из опытов группе испытуемых предлагалось нажимать
специальную кнопку каждый раз, как только на экране появлялось слово “доктор”,
и не реагировать на сигнал, если появлялись другие слова, даже сходные по начертанию:
например “диктор”. Большинство испытуемых справилось с этим заданием. Затем без
предупреждения на экране была показана надпись “врач”. И что же? Практически все нажали кнопку, хотя по
начертанию это слово никак не походило на слово “доктор”. Этот пример — доказательство того, что при
восприятии текстовой информации мозг реагирует не на языковую структуру слова,
а на его содержательную часть. | |||||
Просмотров: 1019 | | |
Всего комментариев: 0 | |