Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Для выявления рациональной техники движения глаз посмотрим, как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего медленно. Специальная аппаратура (рис. 16) позволяет детально исследовать движения глаз во время чтения.

Испытуемый читает контрольный текст, размещенный на наклонной панели, и одновременно лучи света, отражаемые от глаз, фиксируются на движущуюся кинопленку. Кинограммы движений глаз при чтении контрольных текстов (рис. 17) показывают различия в движении взора при медленном чтении пяти строк текста, состоящего из 50 слов (слева), и быстром чтении за тот же период двух страниц текста объемом 700 слов (справа).

Анализируя эти и другие кинограммы, можно заметить, что каждая вертикальная линия представляет собой фиксацию глаза в процессе чтения, во время которой и происходит непосредственное восприятие информации. Движения глаз между фиксациями, непродолжительные по времени, — это горизонтальные линии. В левом фрагменте кинограммы глаза движутся по строкам текста и проходят каждую из них за 10—15 фиксаций, затем взгляд возвращается к началу следующей строчки. И так 5 раз. Таким образом, процесс чтения в обобщенном виде графически представляет собой как бы параллельные лестницы, следующие одна за другой. В правом фрагменте кинограммы показана запись движений глаз при скорости чтения в четыре раза более высокой, чем в левом фрагменте. Анализируя эту кинограмму, можно заметить, что общее число фиксаций здесь такое же, как и в кинограмме левого фрагмента. Однако за тот же промежуток времени здесь прочитано в 14 раз больше слов (2 страницы текста). Сравнительный анализ этих двух кинограмм позволяет установить следующие основные параметры движения глаз в процессе чтения, определяющие скорость восприятия:

— число фиксаций глаз на 100 слов текста;

— число слов, воспринимаемых за одну фиксацию;

— длительность фиксации;

— число регрессий (возвратных движений) на 100 слов текста. Большой комплекс работ по исследованию движений глаз выполнил известный советский исследователь проф. А. Л. Ярбус. Разработанная им методика позволяет с помощью специальной резиновой присоски с зеркальцем, укрепляемой к поверхности глазного яблока, фиксировать особенности движения глаз при различной умственной работе. На рис. 18 показана одна из первых записей проф. А. Л. Ярбуса.

Испытуемым был студент со средними способностями зрелого чтения. Одна из записей сделана на неподвижную фотобумагу. А другая — при помощи фотокимографа на движущуюся осциллографическую бумагу (Б). Все 14 строк сонета В. Шекспира студент прочел за 47 с.

 

РИС. 16

 

Рассматривая вторую запись (Б), легко обнаружить, что при чтении продолжительность фиксаций здесь лежит в пределах 0,2—0,4 с и для данного испытуемого в среднем равна 0,3 с. При чтении общий характер движений глаз (взора) остается тем же, что и при рассматривании других неподвижных объектов, если не считать совершенно естественную упорядоченность и последовательность движений глаз вдоль строк текста. На той же записи легко заметить, что чтение каждой строки заканчивается продолжительной фиксацией (или двумя слитыми фиксациями), в среднем равной почти целой секунде. Такие фиксации соответствуют более продолжительному процессу осмысливания прочитанного, в данном случае прочитанной строки. Здесь читатель как бы ставил логическую точку. Продолжительные фиксации типа логической точки встречаются при чтении любого текста, и их тем больше, чем сложнее текст, чем больше мыслей, ассоциаций, представлений вызывает воспринятое слово или строка.

Подробное аппаратурное изучение движений глаз при чтении с привлечением в качестве испытуемых большого количества учащихся разных возрастов позволяет составлять соответствующие статистические таблицы и при их помощи давать оценки частным методикам обучения чтению учащихся различных классов общеобразовательной школы.

В табл. 3, составленной американским исследователем Э. Тейлором, использованы записи движений глаз 5 тыс. учащихся. Результаты по данным таблицы показывают усредненные значения элементов, из которых складывается искусство чтения и эти параметры могут обсуждаться в соответствующих научных работах. Как следует из таблицы, усредненный объем узнавания за одну фиксацию у детей первых шести классов меньше одного слова (если считать слово состоящим из десяти печатных знаков). Средний объем узнавания за одну фиксацию у учащихся колледжей составляет уже 1,33 слова. Обнаружено, что у учащихся, которых тренировали при помощи специальных тахистоскопов, увеличенный объем узнавания в течение отдельной фиксации. При этом, однако, существенных изменений в скорости чтения не наблюдалось. Далее, из таблицы следует, что по мере возрастного развития учащихся в три раза уменьшается число фиксаций (на 100 слов текста), а число регрессий при чтении сокращается в пять раз. Продолжительность фиксаций изменяется мало и в общем остается равной продолжительности фиксации при свободном рассматривании любого неподвижного объекта. Скорость понимания (определяется как число воспринятых знакомых слов в минуту) возрастает в четыре раза.

В этом же эксперименте установлено, что человек, плохо читающий вслух, произнося слово, обычно смотрит на него и при этом делает (тратит) две или более точек фиксации; Такой человек не забегает вперед глазами от произносимого слова, а тормозится на нем. Человек, бегло, хорошо читающий вслух, способен отрываться от произносимого слова, иногда забегая глазами вдоль строчки на несколько слов вперед. Этот последний прием антиципирования принимается за норму.

 

вы, мой стих не блещет новизной,

Разнообразьем перемен нежданных.

Не поискать ли мне тропы иной,

Приемов новых, сочетаний странных?

 

Я повторяю прежнее опять,

В одежде старой появляюсь снова.

И кажется, по имени назвать

Меня в стихах любое может слово.

 

Все это оттого, что вновь и вновь

Решаю я одну свою задачу:

Я о тебе пишу, моя любовь,

И то же сердце, те же силы трачу,

 

Все то же солнце ходит надо мной,

Но и оно не блещет новизной.

РИС. 18

 

В 1935 г. Э. Тейлор обследовал одного ученика, способного к очень быстрому естественному чтению. Мальчик мог читать со скоростью от 3600 до 12 200 зн./мин. При скорости чтения от 6 тыс. до 9 тыс. зн./мин он мог дословно цитировать наизусть отрывки из учебников средней школы. На скорости в 12 тыс. зн./мин мальчик большую часть текста угадывал примерно так же, как это делает средний взрослый читатель, читая со скоростью 3600 зн./мин. Записи движений глаз при чтении этого мальчика были самыми необычными. В течение одной фиксации он воспринимал одномоментно несколько слов или целую фразу. Э. Тейлор в своих воспоминаниях подчеркивает, что юный читатель обладал уже тогда большими интеллектуальными способностями. К 20 годам он получил степень доктора наук и спустя некоторое время стал преподавателем одного из крупнейших университетов страны.

 

В течение одной фиксации мальчик воспринимал несколько слов или целую фразу. Он мог читать со скоростью 12200 знаков в минуту

 

Изучение движения глаз оставалось и остается объектом пристального внимания психофизиков, физиологов, психологов и специалистов в области нейрокибернетики.

ТАБЛИЦА 3

Параметры движения глаз при чтении*

* Тексты на английском языке читались американскими учащимися.

** “Одно условное слово состоит из 10 печатных знаков (вместе с артиклем и знаком препинания).

 

Последние достижения советских исследователей обобщены в монографии проф. Ю. Б. Гиппенрейтера “Движения человеческого глаза”.

В 1976 г. при участии авторов настоящей книги и ст. науч. сотр. А.Н.Коренева была проведена запись движения глаз у испытуемых, предварительно обученных быстрому чтению.

Запись движений глаз при чтении производилась с использованием стандартной присоски А. Л. Ярбуса. Реализацию записи произвели в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии АН СССР (под руководством зав. лаб. Н. Ю. Вергилеса).

Испытуемый, сидя в кресле, читал газетный текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешнюю поверхность глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала. Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения. Тексты после одного прочтения менялись.

РИС. 19

 

Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз после обучения по нашей методике.

На рис. 19 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты “Правда” испытуемой С. Е. Ф., прошедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она прочла статью в пять абзацев за 20 с, показав при этом скорость чтения 4800 зн./мин.

 

РИС. 20

 

Если выделить в тексте ключевые слова, на которых фиксировались глаза испытуемой, то получится следующая свертка текста: “Патриоты наступают. Луанда, 13. Силы Анголы заняли город Лузу — крупный транспортный узел железной дороги. Вся трансангольская железная дорога перешла под контроль патриотов. Начато ее восстановление. Освобожден у границы Серпа-Пинту. Штаб-квартира мятежников застряла между двумя этими городами. Освобождено восемь крупных городов. Патриоты контролируют конечные пункты дороги Мосамедиш — Серпа-Пинту. Главари УПИТА расписываются в своем поражении. Мятежники заявляют о переходе к скрытым действиям. Воинские части ЮАР заняли рубежи у гидроэнергетического комплекса на р. Кунене. Под предлогом защиты электростанций заняли полосу ангольской территории шириной до 80 км. „Правда”, 13 апреля 1976 г.”.

Как следует из трассограммы, фиксации глаз и трасса взора располагаются в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле; где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение последнего, пятого, абзаца заметки: траектория взора проходит по первой половине абзаца посередине, и ключевые слова также здесь равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть этого абзаца характеризуется ассиметричным переносом траекторий движения глаз слева направо — посередине смысловых рядов: “защиты электростанций”, “полосу ангольской территории шириной до 80 км”.

 

РИС. 21

 

От середины второй колонки заметки до слов “защиты электростанций” глаза двигались в течение 0,6 с, — происходил “дрейф” глаз на равномерно распределенном поле, т. е. относительно вертикали смысла связности текста. На рис. 20 дана запись движений глаз испытуемой М. Н. П., которая была обучена за год до этого экспериментального исследования. Текст (репортаж из Французского Национального Центра по космическим исследованиям), состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 с. Ключевых слов в этом тексте много, и все они расположены равномерно относительно условной вертикали, проведенной нами через середину колонок. Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготения к смысловым рядам как ядерной основе. Мы видим, что М. Н. П. использует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных движений глаз, есть неоправданные регрессии. По этой записи, по сравнению с предыдущей, можно судить о конечных успехах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи теперь используются как подкрепляющая обратная связь.

Следующий текст (“Красная книга флоры”), показанный на рис. 21, тоже читала та же М. Н. П. Время чтения этого текста 21 с. Текст состоит из четырех абзацев.

На первой колонке много ключевых слов и смысловых рядов, — области фиксации взора совпадают с их расположением. На второй колонке смысловые ряды такие: “Скот вытаптывает молодые побеги сосны. В Аджарии папортник-тонколистник исчезает. Есть растения, не нашедшие хозяйственного применения. Сорняки. Диалектика вреда и пользы сложна и противоречива. Плесень-пенициллин. Красная книга. Деятельность человека изменяет флору. Что делать?”

 

РИС.22

 

Из всех приведенных записей видно, что фиксация взора располагается именно на ключевых словах и смысловых рядах, т. е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Мы считаем, что это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте, — на его золотое ядро. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения глаз на наиболее весомые смысловые центры в тексте — на золотое ядро.

Таким образом, для повышения скорости чтения необходимо:

уменьшить число фиксаций глаз и их длительность;

увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию;

уменьшить число регрессий.

Как было показано выше, рассмотренным требованиям будет удовлетворять такая техника чтения, при которой глаза читающего двигают вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центр страницы с небольшими колебаниями вправо и влево. В самом деле, при традиционном медленном чтении глаза двигаются равномерно по строкам страницы слева направо, и по окончании каждой строчки вновь возвращаются к началу следующей (см. рис. 22). При быстром чтение движение глаз более экономно, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути: прямой линии (см. рис. 22).

 

РИС.23

 

Как же практически осуществляется такое чтение? Оказалось, что для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы а тумане. Различные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 23.

Для сравнения можно указать, например, что у некоторых животных поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнаруживают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поля зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозрения, близкий к 360°. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько градусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности. Но в то же время, чем меньше перекрываются поля обоих глаз, тем менее стереоскопично (объемно) зрение животного. А между тем именно стереоскопическое зрение позволяет улавливать небольшие различия по глубине пространства. Эти обратные соотношения между панорамным обзором и стереоскопией, по-видимому, играли важную роль в эволюции зрительной системы многих животных, птиц и насекомых. Стереоскопическое зрение обычно лучше всего развито у тех животных, которые способны к тонкой регуляции своих движений; здесь очевидным примером служат приматы, т. е. человек и обезьяны. Если читателю недостаточно ясна польза стереоскопического зрения, пусть он попробует вдеть нитку в иголку, закрыв один глаз, а затем для сравнения сделает то же, пользуясь обоими глазами. Широкое поле зрений имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

 

У такого животного поля зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозрения, близкий к 360°

 

Исследования проф. Ю. Б. Гиппенрейтера убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит объем информации, существенно зависят от обучения. Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении.

Этим инструментом оказались широко известные у специалистов работающих в области патопсихологии, тестовые цифровые таблицы Шульте. При работе с этими таблицами надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета за время не более 25 с.

Однако тренировка с таблицами Шульте не самоцель. Задача этой тренировки — помочь мозгу так изменить программу восприятия текста, чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Здесь необходимо вспомнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное. Мозг работает как опытный командир, переправляющий через реку под обстрелом противника большое подразделение через узкий мост: вначале переправляется самое ценное и существенное, второстепенное остается «на потом» или не берется вовсе.

 

Мозг работает, как опытный командир, переправляющий через реку под обстрелом противника большое подразделение через узкий мост: вначале переправляется самое ценное и существенное, второстепенное остается «на потом» или не берется вовсе

 

Таким образом, зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигурации слов, на реагируя на те участки текста, которые мало передают значимую информацию об увиденном. По мере предварительной кодировки воспринятые элементы текста объединяются в смысловые группы цепочки смысловых рядов. Они укрупняются и усложняются, превращаясь уже в новый, на сжатый текст. Можно предположить, что эти семантические группы составляют завершенные зрительные образы. Как установили психологи, при чтении слова распознаются нами благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с   некоторой   алгоритмической   схемой   или   совокупностью соотношений, смыслов, которые конструирует сам, читающий. Таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов люди занимаются постоянно; по-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода «ключами», помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.

На рис. 22 уже показаны в сопоставлении схемы движения взора при медленном и быстром чтении.

Как видно из этого рисунка, движение взора по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если наблюдать этот процесс длительное время и внимательно, то можно заметить, что иногда глаза мигающего слегка отклоняются от вертикали — то вправо, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.

Начало быстрого чтения. Глаза двигаются вертикально по центру страницы. Идет восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами. Но вдруг взгляд отклонился от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко. Но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос, как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения?

Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина — избыточность текста, которая составляет 75%. Найти и обработать только содержательную часть текста — вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз — это один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.

Категория: ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ | Добавил: trofusha (06.04.2009)
Просмотров: 2378 | Теги: движение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]