Информационный подход в вопросах науковедения
Коповой А.С.
Балашовский филиал Саратовского государственного университета им.
Н. Г.Чернышевского.
За последнее столетие роль науки неизмеримо возросла.
Крупные научные открытия всегда были исходным пунктом смены представлений
об окружающем мире и положении в нем человека, смены мировоззрений. Но
никогда еще наука не оказывала такого влияния на все сферы общественной
жизни, как сейчас. Наука стала могучим преобразующим фактором. Рост производительных
сил, повышение экономической и военной мощи государств во все большей степени
определяются уровнем и темпами развития науки.
В связи с этим возникла необходимость в специальном
изучении закономерностей развития науки и разработке на этой основе научных
принципов организации, планирования, финансирования и управления наукой.
На этой почве требовалось формирование специальной отрасли знания, изучающей
закономерности развития науки как особой целостной системы и специальной
формы деятельности. Такой отраслью стало науковедение. Науковедение – это
наука не только наука о научной деятельности, а и наука о взаимодействии
элементов в своей совокупности определяющих развитие науки как особой сложной
системы, вскрывающая роль и влияние этих элементов на поведение всей системы
как определенной целостности. Сегодня наука рассматривается, во-первых,
как совокупность систематизированных знаний, во-вторых, как специфический
социальный институт, в-третьих, как особая форма деятельности.
Вопрос о предмете науковедения является камнем преткновения
для многих науковедов и философов. Большинство определений укладываются
в типовые подходы и имеют общие черты. Предметом науковедения должна быть
наука, понимаемая как сложная вероятностная система и исследуемая со всех
логически необходимых и практически возможных точек зрения
-
Предметом исследования науковедения является наука, понимаемая как целостная
система. Она исследуется во всех ее проявлениях на аналитическом и синтетическом
уровнях. Здесь ведутся исследования как теоретические, так и практические.
Иными словами, под науковедением понимается система наук о науке (С.Р.
Микулинский, Н.И. Родный , П.А. Рачков и многие другие).
-
Предметом исследования науковедения является наука, понимаемая как целостная
система. Она исследуется на синтетическом уровне, т.е. обобщает данные
дисциплин, исследующих ее с аналитических позиций. Это не система наук
о науке, а интегратор подобной системы (Г.М. Добров, Н. Яхиел и т.д.).
-
Науковедение это не самостоятельная наука, а конгломерат знаний о науке,
образование которого обусловлено лишь практической актуальностью исследования
науки с новых позиций. Своего специфического предмета исследования науковедение
не имеет. Этого мнения придерживаются П.В. Копнин, И. Малецкий, А.И. Ракитов.
Целью изучения науковедения является разработка теоретических
основ организации, планирования и управления наукой, то есть системы мероприятий,
опирающихся на объективную логику развития науки, обеспечивающих оптимальные
темпы ее развития и повышение эффективности научных исследований. Поэтому
науковедение является одновременно важнейшим методологическим условием
и предпосылкой плодотворного изучения отдельных аспектов развития науки.
Можно выделить пять главных направлений исследований в науковедении.
-
Общее науковедение. Включает в себя логику и гносеологию науки. Выступает,
прежде всего, как методологическая база всего комплекса науковедческих
знаний.
-
Социология науки. Происходит исследование науки в качестве социальной системы
с ориентацией на анализ влияния соответствующих процессов на развитие самой
науки, то есть исследования процессов воздействия общественных условий
на развитие науки, а науки – на общественный прогресс.
-
Психология науки. Изучает психологические аспекты научного творчества.
-
Экономика науки. Исследует действие экономических законов и их особенностей
в сфере науки.
-
Организация науки. Исследует принципы, формы и методы организации и планирования
научно-исследовательской работы и управления ею.
-
Этика науки.
-
Правоведение науки.
-
Информатика науки.
Эти направления исследований называют специальными или
частными науковедческими дисциплинами. Помимо основных направлений существуют
другие, которые связаны, например, с этическими или правовыми проблемами
научной деятельности. На основе выше рассмотренных направлений рассматриваются
различные модели науки, на основе которых проводятся науковедческие исследования:
-
Информационная модель. Наука рассматривается как самоорганизующаяся система,
управляющаяся своими информационными потоками. Развитие науки изучается
как развитие ее информационных потоков.
-
Логическая модель. Наука изучается как логическое развитие идей.
-
Гносеологическая модель. Изучение методологии научных исследований.
-
Экономическая модель. Оценка экономической эффективности научных исследований.
-
Политическая модель. Связь между развитием науки и политическим положением
в стране.
-
Социологическая модель. Изучается социальная группа научных работников.
-
Модель системотехники. Наука рассматривается как система, подлежащая управлению.
В каждом варианте в структуре науки выделяется четыре
уровня, соответствующие ступеням познания. Это описательный, аналитический,
синтетический и конструктивный уровни.
1. Описательный уровень. Представлен наукометрией
и эмпирической историей науки. Основной задачей исследований является создание
общей информационной базы метанауки и разработка методов первичного количественного
анализа информации. Предметом исследования эмпирической истории является
описание процесса развития науки. Предмет исследования наукометрии - разработка
методов количественного анализа параметров развития науки и их изучение.
Общая черта, объединяющая эти дисциплины, - ориентация
на получение информации без ее теоретического осмысления.
2. Аналитический уровень. Представлен экономикой,
социологией, правоведением, психологией, этикой, информатикой, гносеологией
и логикой науки.
Основная задача - в исследовании отдельных отношений,
имеющих место в развитии науки как сложной системы. Основной метод познания
- анализ. Базой выделения этих дисциплин в один уровень является их ориентация
на познание категории особенного.
3. Синтетический уровень представлен общей теорией
метанауки, предмет рассмотрения которой - наука как целостная система.
Основная задача - в синтезе отраслевых метанаучных подходов и осмыслении
науки как целостной сложной системы. Основной метод познания - синтез.
4. Конструктивный уровень представлен теорией организации
и управления наукой. Основная задача - в выявлении и обосновании системы
условий, необходимых для оптимального развития науки и выработка практических
рекомендаций по претворению ее в жизнь. Этот уровень опирается на все предшествующие
исследования.
Изучение науки как информационного процесса – одна
из самых интересных и важных в теоретическом и практическом отношении задач
науковедения. При изучении науки как информационного процесса оказывается
возможным применять количественные или статистические методы исследования.
Это направление исследований называется наукометрией. Наукометрия сложилась
как особая методическая область в науковедении на основе подхода описания
различных сторон научной деятельности математическими методами.
Исходя из тезиса, что продуктом научной деятельности
является новая информация, в 60-70-е годы науковеды впервые рассматривали
науку как информационную систему. При этом использовались понятия, приемы,
методы и данные информатики. В отличие от информатики, изучающей закономерности
информационной деятельности. Науковедение изучает потоки информации для
выявления эмпирического материала и построения теоретической модели функционирования
науки.
Использование информационного подхода внесло в науковедение
целый ряд разработанных в информатике методов наблюдения за процессами
передачи, хранения и переработке единиц научного знания, единообразно представленного
в виде информационных сообщений, обогатило представление о многих процессах,
протекающих в науке, особенно в области коммуникаций.
Развертывание процесса математизации науки и развития
вычислительной техники сделали одним из самых мощных методов исследования
– метод моделирования. Сущность этого метода заключается в замене реальной
системы закономерностей развития науки ее математической моделью на основании
правил, соответствующих условиям изоморфизма. Это позволяет имитировать
развитие реальной системы при различных параметрах. Моделирование процессов
развития науки происходит по трем главным направлениям.
-
Наукометрические исследования, предполагающие статистическую обработку
конкретного эмпирического материала.
-
Теоретико-математическое обобщение наукометрических материалов, направленное
на создание математических моделей функционирования и развития науки.
-
Математические методы и модели научно технического развития, предназначенные
для прогнозирования.
Используются различные виды моделей. Динамические модели
отражают процессы роста массы научной информации. Диффузионные модели рассматривают
процессы распространения новых знаний внутри научного сообщества. Модель
структуры информационного массива изучает взаимосвязи между отдельными
параметрами информационного массива: распределение производительности
в рамках научного сообщества, струк-тура научной коммуникации и др.
Также интенсивно используются математические методы
теории принятия решений. Также для науковедения имеет большое значение
методы системного анализа, которые уделяют внимание качественным аспектам
и учету неопределенностей.
Объем и характер информации, привлекаемой исследователя,
методы ее анализа и оценки, формы исследования сведений и мера обогащения
потока информации вновь полученными данными и обобщениями – все это в значительной
степени определяет научный уровень любого исследования. Особую важность
и специфическую сложность имеет информаци-онная основа в науковедческих
исследованиях.
Абстрагирование от конкретного содержания и относительной ценности
анализируемой информации – типичный прием для классической шенноновской
теории информации.
С точки зрения информационного подхода изучение
сложных систем можно проводить путем исследования тех информационных потоков,
которыми они управляются. Так можно исключить из рассмотрения все, что
относится к закрытой науке, все, что связано с внедрением науки в технику,
гносеология, методология, логика, психология, социология и экономика развития
науки. Если рассматривать науку как информационный процесс, то необходимо
проследить за научными публикациями во времени, считая их носителями информации.
В некоторых разделах знания при исследовании информационных потоков можно
изучать не только рост публикаций, но и рост отдельных показателей, характеризующих
непосредственные результаты различных исследований, а также производить
формальный статистический анализ содержания публикаций. Эти данные окажутся
полезными при управлении процессом развития науки, например, при выборе
наиболее перспективных направлений исследований.
Особый интерес представляет статистическое изучение
языка научных публикаций. Возможно, при помощи статистического анализа
проследить за историей развития специфических языков в отдельных областях
знаний и оценить их роль в развитии системы научной информации. Особый
научный язык представляет собой система информационных ссылок. На основе
изучения этого языка можно составлять карту развивающегося научного знания.
Вероятно, один из самых важных вопросов информатики
науки был и остается соотношение между самоорганизацией и централизованным
управлением системы для ее жизнеспособности. Наукометрические данные используют
на обоих уровнях управления.
Итак, анализ науки как системы генерирования, передачи
и преобразование информации в науке является одним из актуальных направлений
исследования науковедения. Это направление может позволить науковедению
внести серьёзный вклад в информатику и в практику информационного обслуживания
науки : решение вопросов выработки новых форм представления научной информации,
совершенствование системы носителей и форм передачи научных сведений, определение
структуры научно – информационных служб, выработке путей повышения эффективности
их деятельности и т.д.
На наших глазах преобразуется информационное поле
планеты, сти-раются границы между государствами, отраслями, областями знаний,
национальными культурами. Основные технологические вопросы формирования
глобального информационного пространства в принципе решены. Центр тяжести
перемещается в иную плоскость: каково содержание наполняющей его информации,
чему она служит - созданию нового варианта обреченного индустриального
общества, где техника властвует над человеком, или становлению гуманистического
постиндустриального общества, открывающего простор для раскрепощенного
творчества человека.
Виртуальный мир открывает новые блестящие перспективы
в этой сфере. Соединение логического и образного изложения и восприятия
информации многократно повышает интенсивность и эффективность ее усвоения
и обновления. Глобализация культурного и образовательного пространства
способствует формированию плотной ткани взаимопонимания, уменьшает опасность
самоубийственного столкновения локальных цивилизаций в наступившем веке.
|