Главная » Статьи » Справочный материал » Энциклопедия

Бизнес-план

Бизнес-план.

Общая методология и концепция структуры бизнес-плана

 

1. Общие положения

Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:
  * на основе рыночной саморегуляции;
  * системой адекватных плановых механизмов;
  * путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено - предприятия и их объединения. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
Не разделительная дизъюнкция "план или рынок", а интегративная формула "и рынок и план" по своей сути более полно отвечает как личным интересам предпринимателей, так и общим региональным и государственным задачам.
Бизнес-планирование дает возможность:
  * определить пути и способы достижения поставленных целей;
  * максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
  * предотвратить ошибочные действия;
  * отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
  * доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
  * смягчить влияние слабых сторон предприятия;
  * определить потребность в капитале и денежных средствах;
  * своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  * полнее использовать инновации в своей деятельности;
  * объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
  * обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

2. Методологические основы разработки бизнес-плана

В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
  * рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
  * развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
  * документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
  * результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке;
  * функции и принципы бизнес-планирования.

Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
  * инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  * прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  * оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  * координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  * безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  * упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  * контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  * воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  * документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-плана эксперты будут исходить из следующих предпосылок внутрифирменного планирования:

Таблица 4. Основные принципы внутрифирменного планирования

№ п/п

Принципы планирования

Содержание

1

Необходимость

1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей.

2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в кото­ром увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

4

Единство и полнота (системность)

Системность достигается тремя основными способами:

1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования.

2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персо­нала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономи­ческого развития.

3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5

Точность и детализация

1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

6

Экономичность

1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами.

2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7

Оптимальность

1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений.

2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8

Связь уровней управления

Достигается тремя способами:

а) детализацией планов «сверху-вниз»;

б) укрупнением планов «снизу-вверх»;

в) частичным делегированием полномочий.

9

Участие

1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.

2. «Планирование для себя» психологически и экономически эффективнее, чем «для других».

10

Х олизм (сочетание координации и интеграции)

Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.



Изложенные выше принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентированы на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших финансовых результатов деятельности предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования будут учтены общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Разработчики, в процессе бизнес-планирования, ставят перед собой целью дать правильную оценку:
  * круга потенциальных потребителей продукции;
  * конкурентоспособности выпускаемых изделий на рынке в своем сегменте качества;
  * возможности и необходимости выпуска продукции в заявленных объемах;
  * достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.

3. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры бизнес-плана


Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками представлен на рис. 2.

Разработка бизнес-плана включает в себя следующие этапы:
  * Обоснование идеи проекта. Основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия.
  * Сбор и анализ информации по рынку сбыта. Маркетинг и сбыт продукции.
  * Сбор и анализ информации о продукции. Описание продукции и ее структуры, мощности предприятия.
  * Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли. Описание предприятия.
  * Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта.
  * Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики.
  * Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами. Производственный план.
  * Расчет требуемого капитала и источников финансирования. Финансовый план.
  * Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности. Направленность и эффективность проекта.
  * Подбор материалов и составление приложений.

Категория: Энциклопедия | Добавил: trofusha (08.06.2009)
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]