Общая методология и концепция структуры бизнес-плана
1. Общие положения
Мировой опыт подтверждает, что распределение
ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться
тремя способами:
* на основе рыночной саморегуляции;
* системой адекватных плановых механизмов;
* путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в
основном в первичное производственное звено - предприятия и их объединения. В
рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества
планирования в конкурентной борьбе.
Не разделительная дизъюнкция "план или рынок", а интегративная
формула "и рынок и план" по своей сути более полно отвечает как
личным интересам предпринимателей, так и общим региональным и государственным
задачам.
Бизнес-планирование дает возможность:
* определить пути и способы достижения поставленных целей;
* максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
* предотвратить ошибочные действия;
* отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и
использовать их в своей деятельности;
* доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и
реализуемость проекта;
* смягчить влияние слабых сторон предприятия;
* определить потребность в капитале и денежных средствах;
* своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
* полнее использовать инновации в своей деятельности;
* объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой
деятельности предприятия;
* обосновать экономическую целесообразность направления развития
предприятия (стратегия проекта).
2. Методологические основы разработки бизнес-плана
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего
или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов
планов, представляет собой:
* рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
* развернутую программу (рационально организованных мер, действий)
осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
* документ, характеризующий основные стороны деятельности и
развития предприятия;
* результат исследования и обоснования конкретного направления
деятельности фирмы на определенном рынке;
* функции и принципы бизнес-планирования.
Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе
предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых
наибольшее значение имеют следующие:
* инициирование - активизация, стимулирование и мотивация
намечаемых действий, проектов и сделок;
* прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния
фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
* оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего
варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
* координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости
всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий
результат;
* безопасность управления - обеспечение информацией о возможных
рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или
предотвращению отрицательных последствий;
* упорядочение - создание единого общего порядка для успешной
работы и ответственности;
* контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения
плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
* воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов
рационально спланированных действий на поведение работников и возможность
обучения их, в том числе и на ошибках;
* документирование - представление действий в документальной форме,
что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров
фирмы.
При разработке бизнес-плана эксперты будут исходить из следующих предпосылок
внутрифирменного планирования:
Таблица 4. Основные принципы внутрифирменного планирования
№ п/п
Принципы планирования
Содержание
1
Необходимость
1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является
рациональным поведением людей.
2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2
Непрерывность
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:
а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов
предыдущих периодов;
б) скользящего планирования - по истечении части планового периода
составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт
планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с
появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних
возможностей и ориентации фирмы.
3
Эластичность и гибкость
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется
путем:
а) введения плановых резервов по основным показателям;
б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных
ситуаций и распределения данных;
в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;
г) использования альтернативных планов.
4
Единство и полнота (системность)
Системность достигается тремя основными способами:
1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех
структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному
уровням планирования.
2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер
деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во
взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического
развития.
3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для
принятия решений.
5
Точность и детализация
1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности
для достижения поставленной цели.
2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным
стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно
может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих
направлений развития фирмы.
6
Экономичность
1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него
выгодами.
2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества
принимаемых решений.
7
Оптимальность
1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее
эффективных вариантов решений.
2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей
фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8
Связь уровней управления
Достигается тремя способами:
а) детализацией планов «сверху-вниз»;
б) укрупнением планов «снизу-вверх»;
в) частичным делегированием полномочий.
9
Участие
1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его
мотивацию поведения.
2. «Планирование для себя» психологически и экономически эффективнее, чем
«для других».
10
Х олизм (сочетание координации и интеграции)
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем
целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во
взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия
независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.
Изложенные выше принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном
счете, ориентированы на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение
наилучших финансовых результатов деятельности предприятия. Они определяют
содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и
его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования будут учтены
общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности,
директивности, эффективности, комплектности и др.
Разработчики, в процессе бизнес-планирования, ставят перед собой целью дать
правильную оценку:
* круга потенциальных потребителей продукции;
* конкурентоспособности выпускаемых изделий на рынке в своем
сегменте качества;
* возможности и необходимости выпуска продукции в заявленных
объемах;
* достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.
3. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры
бизнес-плана
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до
получения и распределения прибыли между его участниками представлен на рис. 2.
Разработка бизнес-плана включает в себя следующие этапы:
* Обоснование идеи проекта. Основные характеристики проекта. Цели
проекта и его предварительная основная стратегия.
* Сбор и анализ информации по рынку сбыта. Маркетинг и сбыт
продукции.
* Сбор и анализ информации о продукции. Описание продукции и ее
структуры, мощности предприятия.
* Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности
отрасли. Описание предприятия.
* Национальные, отраслевые и подготовительные факторы,
благоприятные для проекта.
* Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной
политики.
* Определение потребности и путей обеспечения площадями,
оборудованием, кадрами и другими ресурсами. Производственный план.
* Расчет требуемого капитала и источников финансирования.
Финансовый план.
* Определение направленности и масштабности проекта, расчет
эффективности. Направленность и эффективность проекта.
* Подбор материалов и составление приложений.