Главная » Статьи » Справочный материал » Энциклопедия

Исследование социально - психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий
  • Тема: «Исследование социально - психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий»
  • Оглавление:

    • Глава 1. Социально - психологические характеристики личности 6
      • 1.1.Личность, индивид, индивидуальность 6
      • 1.2. Самосознание личности, «Я - концепция» 7
      • 1.3.Какого человека можно называть личностью? 10
      • 1.4.Личность и социальные роли. 12
      • Глава 2. Использование компьютерных технологий для исследования личности. 14
      • 2.1 Назначение и развитие вычислительной техники 14
      • 2.2. Технология создания компьютерных тестов. 17
      • 2.3. Психологические компьютерные тесты. 22
      • Глава 3. Практическая часть. 26
      • Самосознание. 26
      • Основные характеристики человека в юношеском возрасте. 27
    • Введение

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

Основным потребителем этих услуг является молодежь - более 60% от числа российских пользователей Интернета. Информационные технологии открывают новые возможности для ее развития и самосовершенствования. Компьютерные игры и Интернет формируют новое сознание, стирая различия между менталитетом молодого поколения разных континентов, стран и национальностей, которое формирует собственное виртуальное мировое сообщество.

Информационные технологии являются мощнейшим двигателем прогресса. Ученые установили, что активное привлечение молодежи к их освоению способствует развитию творческих способностей, улучшению скорости реакции, быстрой ориентации в нестандартной ситуации.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философии, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.

Проявление такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется важным потому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместимость таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть максимально эффективным.

Цель исследования: выявить необходимость и продуктивность использования компьютерных технологий в психодиагностике личности студентов.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу по данной теме;

2) подбор методик исследования;

3) проведение диагностики;

4) обработка и анализ полученных результатов;

Глава 1. Социально - психологические характеристики личности

1.1.Личность, индивид, индивидуальность

Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож-но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии - практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос-новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все « психические процессы … протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее».[9]

Понятие «личности» соотносится с такими понятиями как «индивид», «человек», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.[4]

Личность - свободная индивидуальность, проявляющая способности действовать сознательно, целостно в рамках общественной необходимости, не противопоставляя себя обществу. Развитие личности рассматривается как результат процесса овладения (присвоения) человеком общественно-исторического опыта.

Отличительными психологическими признаками личности являются: сформированность психологических свойств и качеств; сознание, то есть способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события; самосознание - способность осознавать самого себя; саморегулирование, то есть управление своим поведением и деятельностью. Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности, общении и поведении. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдаю-щейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, кор-рупция и др.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью.

Важным отличительным признаком личности является индивидуальность, то есть неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик, стиль жизни и деятельности человека, которые отличают его от других людей. Иначе говоря, личность имеет свою «Я - концепцию», неповторимый образ мышления, деятельности и поведения.[8]

1.2. Самосознание личности, «Я - концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

Самосознание личности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действие на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возникающие в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 - 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ними событий. Начинает осознавать себя как субъект собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им в игре роли. В 6 - 7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривляется». Недаром этот период носит название «кризис непосредственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности, личности как периода открытия «Я» для самого себя.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким - то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования - «Я - концепции».

«Я - концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует, но и на неосознанном уровне, отражая неосознанные, представления только в переживании установки человека по отношению к себе.

В «Я - концепции» обычно выделяют три основных компонента - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

1. Когнитивный компонент «Я - концепции» - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. Содержание «Я - концепции» характеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отношение к себе - отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

3. Третий компонент «Я - концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции. Способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

«Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношение к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношений к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни за какие - то особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я - концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я - концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я - концепции» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени. Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важны для него и оперативно изменять отношение к себе, представлений о себе. Поэтому «Я - концепция» одновременно и достаточно устойчивое, динамично изменяющееся образование. [4]

1.3.Какого человека можно называть личностью?

Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью…Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активность, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная»11 Реактивное действие, поведение - действие, поведение, возникающее в ответ на то или иное воздействие из вне. форма поведения».[2]

Таким образом, человек, достигший определенного уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т. е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовлетворения и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта - качество личности, потому, что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.П. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей из тех, кто ее осуществляет.

1.4.Личность и социальные роли.

Слово «личность» в западных - английском, французском, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото-рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство»[3]

Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого ок-ружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вести себя носитель («исполнитель») той или иной роли, она формирует его действия.[4]

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются социальные (безличные) и межличностные роли. Вместе с тем, взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например, учителя, банкира, следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не означает абсолютно одинаковой для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявлять в ней свою индивидуальность. Вследствие этого социальные (безличные ролевые) отношения становятся межличностными, или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но всегда и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие потребности, интересы, склонности у нее за этими отношениями стоят, а также как имеющимися у этих людей характеристиками они отвечают на эти потребности, интересы, склонности личности. Именно этот параметр определяет знак и величину субъективно значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, и осуществлять поиск общностей или создавать такие из них, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности не всегда происходит продвижение личности по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к тем людям (общностям), о которых можно сказать, что они с этой личностью «одного поля ягоды».

Таким образом, отношениям личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, активно нешаблонный характер познавательных, эмоциональных поведенческих ответов на них. [11]

Глава 2. Использование компьютерных технологий для исследования личности

2.1 Назначение и развитие вычислительной техники

Вычислительная техника создавалась для облегчения и ускорения сложных математических расчетов, т.е. именно для вычислений, что и нашло свое отражение в самом ее названии. Первые крупные ЭВМ (1940-х годов и последующих десятилетий XX в.) использовались в области атомной физики, аэродинамики, баллистики и ряде других областей, в которых расчеты протекающих процессов очень сложны и трудоемки. Уже в этот период успехи вычислительной техники были весьма впечатляющими. Появились сенсационные сообщения о том, что ЭВМ за несколько часов выполнила работу, которую несколько десятков инженеров и техников выполняли с помощью логарифмических линеек и арифмометров несколько месяцев. С легкой руки журналистов вычислительные машины стали называть не иначе как «думающие машины» или «электронный мозг», что, строго говоря, не соответствует истине, поскольку ЭВМ не «думает», а последовательно выполняет команды программы, составленной человеком.

Само же составление программы хотя и требовало больших затрат времени, но обходилось во много раз дешевле, поскольку стоимость первых ЭВМ была очень высока. Такие дорогостоящие высокопроизводительные ЭВМ могли приобрести только крупные государственные вычислительные центры и очень богатые фирмы. Поэтому те предприятия и организации, которым необходимо было производить расчеты на ЭВМ, готовили программы для своих расчетов, а затем сдавали их для выполнения в вычислительные центры, оплачивая каждый час работы ЭВМ. На языке того периода - «покупали машинное время». Таким образом, в ту пору пользователь и владелец ЭВМ были разными субъектами.

По мере развития вычислительной техники стоимость ее существенно снижалась. С 1980-х годов персональный компьютер стал доступен не только любому специалисту в какой угодно области человеческой деятельности, но и любому частному лицу. В те же годы область применения вычислительной техники значительно расширилась, поскольку оказалось возможным представлять в цифровом виде самую разнообразную информацию.

Электронные вычислительные машины (ЭВМ) появились чуть более полувека тому назад. За это время их размеры уменьшились в тысячи раз, а производительность увеличилась в миллионы раз. Если в первые 10 лет своего развития ЭВМ создавались из отдельных (дискретных) элементов, то затем научные и технологические достижения микроэлектроники позволили в одном элементе (т.е. в одном корпусе) размещать сразу несколько полупроводниковых компонентов.

От одного транзистора в корпусе -- до десятков миллионов в современном микропроцессоре. Никакая другая область техники, кроме космической, не может похвастаться такими бурными, поистине революционными изменениями за последние полвека.

Помимо быстрого развития средств вычислительной техники надо отметить и существенные изменения в сфере ее приложения. Создававшиеся именно как средства для облегчения вычислений ЭВМ уже давно используются в большей степени как средства обработки информации в самом широком смысле этого слова.

Все, что может узнать человек благодаря своим пяти органам чувств, да плюс то, что он может узнать благодаря самым разнообразным измерительным методам и приборам (а они чувствительны и к тем явлениям, которые человек не воспринимает), ЭВМ может обработать (т.е. преобразовать) и запомнить. Поэтому в настоящее время ЭВМ -- это, прежде всег,о средство обработки информации.

В качестве такового ЭВМ является основой современных информационных технологий, с помощью которых обеспечивается ускоренное развитие самых разных областей человеческой деятельности.

Широкое применение ЭВМ (прежде всего персональных компьютеров) -- это то новое, что меняет образ жизни всего челове-чества.

В нашей стране действует специальный стандарт на термины и определения в области систем обработки информации (ГОСТ 15971 -- 90). Согласно этому стандарту вычислительная машина (ВМ) - это совокупность технических средств, создающая возможность про-ведения обработки информации и получение результата в необходимой форме.

А электронная ВМ (ЭВМ) -- это вычислительная машина, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах.

Совокупность технических средств и программного обеспечения, а также методов обработки информации и действий персонала, обеспечивающая выполнение автоматизированной обработки информации, составляет систему обработки информации. А обработка информации -- это систематическое выполнение операций над данными, представляющими предназначенную для обработки информацию.

Понятие «данные» является очень важным в вычислительной технике. Данные -- это информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.

Следует также различать понятия «автоматический» и «автоматизированный». Первое из них означает, что действие происходит без участия человека. Второе понятие используется для обозначения совместных действий автоматических устройств и человека.

На современном этапе развития ВТ широко используются вычислительные машины и их комплексы. Кроме настольного ПК получил большое распространение ноутбук -- компьютер в виде небольшой папки или портфеля. Питается он от аккумулятора, поэтому работать на нем можно где угодно. Появились карман-ные ПК.

За последние 10--15 лет сотни миллионов компьютеров объединились в сети, что еще более расширило область применения ВТ. Возросла роль ЭВМ как средства связи.

С помощью компьютеров стало возможным пересылать инфор-мацию на тысячи километров за доли секунды, с помощью электронной почты -тексты и картинки, с помощью Интернет-телефонии -- голосовые сообщения.

Таким образом, стали использоваться и коммуникационные возможности компьютеров, возникли новые информационно-ком-муникационные технологии (ИКТ).

2.2. Технология создания компьютерных тестов

Составление компьютерных тестов является довольно сложным делом. Очень важно научиться отличать профессионально сделанный добротный тест от популярно-развлекательного журнального опросника. Настоящий, действенный, валидный и эффективно работающий тест - это завершенный продукт, обладающий определенными свойствами и характеристиками и отвечающий современным методическим требованиям. Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста проявляется во взаимосвязи заданий, включенных в тест. Ни одно из заданий не может быть изъято из теста без ущерба для него. Структура же его проявляется в способе связи заданий между собой.

Наиболее популярными программами для создания тестов являются текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel и программа для создания презентаций MS PowerPoint, так как для создания тестов в этих программах не требуются навыки программирования, что позволяет разрабатывать тесты любому человеку, владеющему технологией работы в программах хотя бы на уровне пользователя.

Технология составления компьютерных тестов средствами MS Word.

Возможности текстового редактора в составлении тестовых заданий ограничены, однако это не мешает использовать эту программу для создания психологических тестов, направленных на изучение личностей детей, подростков и взрослых.

Для создания тестов в MS Word достаточно уметь создавать гиперссылки и закладки. Закладками являются вопросы теста и реакции на правильный или неправильный ответы. В качестве гиперссылок могут выступать картинки либо текст. Для выбора ответа достаточно щелкнуть по нему мышью. Вернуться к предыдущему вопросу, то можно щелкнув по гиперссылке «Вернуться».

Технологии составления компьютерных тестов средствами Excel.

Редактор электронных таблиц Excel обладает широкими возможностями для создания различных тестов. Электронные таблицы позволяют создавать эффективные тест: тест открытого типа, тест закрытого и т.д.

Для создания тестов в электронных таблицах достаточно иметь навыки форматирования ячеек и уметь использовать функции «ЕСЛИ» и «СЧЕТЕСЛИ». Для усовершенствования тестов может пригодиться знание функции «Условное форматирование», умение создавать гиперссылки и макросы. Программа Excel позволяет создавать тесты с выборочным ответом (когда диагностируемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает).

Технологии создания тестов в MS PowerPoint.

Приложение MS PowerPoint позволяет создавать тесты, направленные на изучение личностых характеристик. С созданием теста справится любой психолог.

Для теста создается титульный слайд, слайды с вопросами теста. В таких презентациях смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок. Работа с тестом должна строиться в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Варианты ответов могут быть оформлены в виде кнопок с использованием стандартных автофигур, каждая из которых является гиперссылкой на другой слайд.

Требования, предъявляемые к тестам

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

· Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

· Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

· Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

· Наличие тестовых норм для данного теста - репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик.

Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т.е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

· Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

· Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

· Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

· Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

· Поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

· Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

· Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

· Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2. Надежность - характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

· путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

· путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов

В этом вопросе существуют определенные строгие правила

Наиболее важные из них:

· Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из- за недостаточного знания его нюансов.

· Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

· Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

· Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

2.3. Психологические компьютерные тесты

Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая модель деятельности психолога, представленная в форме ее «программы» («алгоритма»). При этом сама «программа» выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно отметить, что психологические тесты опередили время, родившись преждевременно. Они возникли как «программы» получения и обработки информации еще при отсутствии компьютеров. Объективно психологические тесты «ждали» появления компьютеров. Однако так как и разработка диагностических правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не существовали, то ограниченность вычислительных возможностей, памяти и быстродействия человека вынуждали обращаться лишь к самым простейшим алгоритмам распознавания образов. Поэтому существенно важные задачи распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом заключении, решаются им на основе нестрогого, неформального, «невычислительного», во многом интуитивного мышления. При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по аналогии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как математический аппарат теории измерений.

Результат обработки данных психологического исследования представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые графически выражаются в виде «профиля». После этого осуществляется переход к психологическому заключению с переводом числовых результатов на психологический язык. Именно этот переход на завершающем этапе тестирования представляет собой немоделируемый в психологических тестах «человеческий остаток» психологического метода исследования.

Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического представления «профилей». Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение. Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как нач

Категория: Энциклопедия | Добавил: trofusha (22.08.2009)
Просмотров: 4258 | Рейтинг: 3.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]