Библиотека психолога
Около
десяти лет назад на факультете психологии Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова был задуман курс под названием
«Метод наблюдения и беседы в психологии». Идея его состояла в том, что
наряду с точными процедурами эксперимента и измерения важную роль в
психологическом исследовании играют непосредственное наблюдение,
подсознательная интерпретация поведения, установление эмоциональных
связей, общение — словом, все то, что определяет и характеризует
взаимоотношения... Подробнее...
Это
повесть об одном мгновении, которое разрушило целую жизнь. Это рассказ
о том, как пуля, пробившая череп человека и прошедшая в его мозг,
раздробила его мир на тысячи кусков, которые он так и не мог собрать.
Это книга о человеке, который отдал все силы, чтобы вернуть свое
прошлое и завоевать свое будущее. Это книга о борьбе, которая не
привыкла к победе, и о победе, которая не прекратила борьбы. Пишущий
эти строки — не является в полной мере автором этой книги. Автором
является ее герой. Пере... Подробнее...
В
настоящее время существенно расширяется круг наук, в которых сложнейшая
(так называемая комплексная, междисциплинарная) проблема Человека
становится ведущей и все более системной а потому требует максимальной
ответственности в ходе ее разработки. В некоторых странах теперь
созданы даже определенные организационные предпосылки для ее
исследования. Например, в Российской Академии наук по инициативе и под
руководством И.Т. Фролова основаны Центр наук о человеке и Институт
человека. Постановка и и... Подробнее...
Психологии
власти посвящено грандиозное количество исследований. Ни одно
политическое явление не привлекает к себе такого внимания и в тоже
время ни одно из них не служит предметом такого тотального умолчания,
как политическая власть. Сведения о власти содержат политология,
социология, философия, литература, история и многие другие науки.
Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно
недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах
являются одними из ключе... Подробнее...
Одним
из важнейших отношений социального бытия человека является его
отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта
сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.
Самоотношение является для психологии традиционным объектом
исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса
(исключение составляют лишь 20-40-е годы XX века). За это время
накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения
самоотношения как объекта психологич... Подробнее...
В
течение долгого времени психология была областью знания, обособленной
как от наук о природе, так и от наук об обществе. Это было в
значительной мере связано с тем, что психология подходила к своему
предмету с открыто идеолистических позиций. Она ставила перед собой
задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот
внутренний мир как свойство изначально присущее духовной жизни,
рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей
среды. Такое положение проявил... Подробнее...
Аверин
В.А. Признаюсь, уважаемый читатель, я не собирался писать это
обращение. Во всяком случае, пишу его, после того как почти закончил
написание этого курса. А не собирался писать по простой причине: курс
лекций – это обычный учебный курс, читаемый мною разным студенческим
аудиториям и хотя бы, поэтому он не располагает автора к исповеди.
Конечно, в нем есть некая сквозная идея, которая близка мне, но
материал курса – это различные сведения, материалы разных исследований,
которые помогали мне... Подробнее...
Возможная
помощь со стороны механики. Неоднократно в нашем изложении мы
противопоставляли реакции частей — реакциям индивида в целом. Чтобы
осветить это полнее, полезно, может быть, обратиться к миру механики,
по меньшей мере, за некоторой аналогией. Морской газовый двигатель
построен из большого числа частей — таких, например, как карбюратор,
насос, магнето, система клапанов, цилиндры с их поршнями и кольцами,
шатунами и т. д. Отдельные тесты каждой части могут показать, что она
функционирует ... Подробнее...
Многие
считают меметику наукой, но для того чтобы совокупность знаний о мемах
обрела статус научности необходимо выполнение определенных условий:
«формулирование общей теории и формальной модели, способной предсказать
и объяснить происхождение, взаимодействие, изменение, рост и умирание,
а также процессы распространения мемов». Но невозможно понять
взаимодействие, изменение и распространение мемов, если не раскрыто их
происхождение. Ряд авторов считает, что меметика обязана ответить на
фундамент... Подробнее...
Практические
задачи принятия оптимальных решений в сложных динамических системах,
как правило, отвлекают внимание исследователей от изучения
закономерностей, определяющих природу этих систем и поведение людей в
них. Построение строгой теории каких-либо процессов наталкивается на
большие трудности, особенно если предметом исследования становятся
экономические или социальные явления. Для научного описания этих
явлений требуются такие модели и математические методы, которые
способны учитывать неопр... Подробнее...
Интуитивно-логический
экстраверт (ИЛЭ) — Искатель (Дон Кихот). 1. Хорошо видит далекие
перспективы. Большой выдумщик: у него всегда много новых идей и
проектов. Интересуется всем подряд в надежде отыскать что-то
уникальное. К прошлым достижениям относится пренебрежительно.
Занимается тем, что ему интересно, а не тем, что гарантирует реальную
отдачу. 2. Много размышляет внутри себя, отыскивая закономерности в
явлениях. Довольно рассеян — то и дело теряет мелкие предметы. Его
логика другим кажется... Подробнее...
Настоящая
книга продолжает серию изданий, знакомящих с классическими, а также
наиболее ценными реферативными работами общей психологии. Широта и
разветвленность проблемы эмоций, которой посвящен данный выпуск, не
позволили в его пределах равномерно отразить все множество исторических
и современных направлений, сложившихся в изучении этой проблемы. В
связи с тем, что результаты экспериментального исследования эмоций в
литературе на русском языке сравнительно полно освещены (Вудвортс,
1950, гл. XX... Подробнее...
В
книге рассматривается достаточно интересный подход к исследованию
систем, «наделенных разумом». Несмотря на всю дискуссионность этого
подхода, на спорность многих положений и необычную терминологию автора,
редакция надеется, что книга принесет определенную пользу, как в
разработке практических приложений, этой теории, так и в детальной
критической оценке применимости модели рефлексии в различных областях
науки. Некоторые иллюстрации, приводимые автором, может быть не совсем
удачны. В частности... Подробнее...
Книга,
которую вы держите в своих руках, написана летом 2000 года, без
каких-либо обязательств с моей стороны перед будущим читателем,
сегодняшним начальством или своим научным прошлым. Этот текст посвящен
психологическим проблемам человеческой жизни (и смерти). В основе его –
только личные размышления автора, сдобренные цитатами и невольными
заимствованиями из книг, прочитанных за годы с тех пор, как он научился
читать. ...Эта книга – не научное исследование, возможно, одна большая
гипотеза, ра... Подробнее...
Отечественная
психология давно перестала быть чисто академической дисциплиной, но она
все еще в большом долгу перед практикой. В различных областях
общественной жизни этот долг активно выплачивается — фигура психолога
становится все более привычной на современном заводе и в медицинском
учреждении, в педагогике и юриспруденции. Но потребность в
психологической помощи существует не только в социальной практике, но и
в личной и семейной жизни, и эта потребность удовлетворяется пока
совершенно недос... Подробнее...
Человек
живет в мире, - в этом первичная данность его бытия, исходный пункт
процесса познания им мира действительности и его самопознания (С.Л.
Рубинштейн, 31). Каждый человек проживает свою жизнь решая как
ситуационно обусловленные проблемы, так и проявляя надситуативную
(творческую или деструктивную) активность, изменяя как мир
действительности, так и самого себя. Жизненная ситуация, как правило,
предоставляет каждому человеку сделать в настоящем времени определенный
выбор в форме поступка, ... Подробнее...
Человечество
существует в мире. В этом общечеловеческая ситуация. Переживание этой
ситуации — отправная точка процесса познания. Мир вмещает в себя
человечество, но не исчерпывается им. Процесс познания человечеством
мира опосредован знаково-символической формой. Человечество выделяет
себя из мира, означая его, создавая образ мира. Образ мира реферирует
действительность, но зависит от используемой знако-символической формы,
ее разрешающих способностей. Форма в отрыве от действительности
позволяе... Подробнее...
Задача
психологического обоснования наук о духе Объяснительная психология,
привлекающая к себе в настоящее время столь значительную долю внимания
и труда, устанавливает систему причинной связи, предъявляющую
притязание на то, чтобы сделать понятными все явления душевной жизни.
Она хочет объяснить уклад душевного мира, с его составными частями,
силами и законами, точно так, как химия или физика объясняют строение
мира телесного. Особенно яркими представителями этой объяснительной
психологии являю... Подробнее...
Тема
нашей сегодняшней лекции - проблема восприятия в детской психологии. Вы
знаете, конечно, что ни одна глава современной психологии не обновилась
коренным образом за последние 15 -20 лет так, как глава, посвященная
проблеме восприятия. Вы знаете, что в этой главе более остро, чем во
всех остальных главах, произошла экспериментальная схватка между
представителями старого и нового направлений. Нигде структурное
направление в психологии так остро не противопоставляло новое
понимание, новый экспе... Подробнее...
О
трагедии «Гамлет» написано столько книг, о ней существует на всех почти
языках такая обширная литература, ей посвящено столько критических
разборов, столько философских, научных (психологических, исторических,
юридических, психиатрических и пр.) трудов, – что Шекспирова трагедия
положительно тонет в безбрежном море толкований, окружающем ее. Вот
почему всякое новое сочинение на эту тему по необходимости нуждается в
предварительных объяснениях, выясняющих как намеченные задачи, так и
самый пред... Подробнее...
“...Сова
Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек”, — заметил
Гегель, имея в виду запоздалый приход исторической мудрости. Примеряя
к малому то, что сказано о большом, удостоверить меткость этого
изречения мог бы и любой исследователь, В научной работе тоже не
часто удается прийти к постановке и решению какой-либо новой проблемы
кратчайшим, прямым путем. Логика и психология мышления никогда
полностью не совпадают. Той последовательной цепи изысканий, суждений
и умозаключений... Подробнее...
Эта книга посвящена проблеме развития человека и отражает не только
хорошо известные научные факты и гипотезы, но и некоторые менее
известные, в том числе полученные автором в результате собственных
исследований. В известной мере она является результатом осмысления
автором результатов своей деятельности в сфере практической психологии,
несет отпечаток его субъективного опыта, поэтому некоторым известным
фактам и гипотезам дается не совсем обычная интерпретация, они
рассматриваются в непривы... Подробнее...
Насколько
знания слепых людей отличаются от знаний зрячих? Этот вопрос стал
обсуждаться в науке очень давно — с конца 17 века. Джон Локк в «Опыте о
человеческом разумении» попытался ответить на вопрос своего друга
Уильяма Молино, который спрашивал, может ли человек, родившийся слепым
и научившийся отличать на ощупь куб от сферы, различить их с помощью
зрения, внезапно прозрев. Локк ответил на этот вопрос отрицательно. Как
сторонник эмпиризма Локк полагал, что при рождении человека его ум
предста... Подробнее...
В
книге анализируются проблемы эволюции и сознания. Темы настолько
сложные, что иной раз кажется, что к ним и подступиться-то невозможно.
Что бы ни было предложено читателю в качестве моделей, по существу,
ничем не может быть доказано: например, что бы позволило доказать, что
человек, как вид, не происходит от обезьяны и, в то же время, именно
обезьяна была предшествующим формированию человека этапом работы
эволюции? Или что реликтовое мировосприятие характеризовалось такими-то
параметрами? Или ... Подробнее...
Учебный
план специальности «Психология» предусматривает глубокое изучение
студентами разделов курса общей психологии, посвященных проблеме
личности. Настоящее учебное пособие посвящено психологическим аспектам
жизненного пути личности и может быть рекомендовано в качестве
дополнительного источника учебной информации, расширяющего и
углубляющего лекционный материал. Главная задача пособия состоит в
освещении методологических, теоретических и методических основ
психологии жизненного пути л... Подробнее...
Эта
книга посвящена проблемам возникновения, развития, стабилизации и
распада эмоциональных отношений между людьми. Симпатия и антипатия,
дружба и вражда, любовь и ненависть отнюдь не принадлежат к числу тех
феноменов, анализ которых стимулируется лишь запросами практики или
логикой развития науки, а интерес ограничивается профессиональной
заинтересованностью узкого круга специалистов. Наоборот, огромная
объективная и субъективная значимость эмоциональных отношений между
людьми делали их на все... Подробнее...
Пособий
по курсу психолингвистики практически нет. Еще в начале 1970-х гг. был
написан толстый компендиум, который - пользуясь принятой в то время
терминологией - мы назвали (М.: Наука, 1974). Среди его авторов были
А.Н.Леонтьев, И.А.Зим-няя, Р.М.Фрумкина, Л.Р.Зиндер, Л.В.Бондарко,
А.Е.Суп-рун, А.П.Клименко, Е.Л.Гинзбург, Ю.А.Сорокин, А.М.Шахнарович,
Е.М.Вольф, И.И.Ильясов, Е.Ф.Тарасов, М.Н.Кожина, В.Г.Костомаров,
Б.С.Шварцкопф, Б.М.Гринш-пун, А.Б.Добрович, Ян Пруха и автор этих
строк. Иных уж ... Подробнее...
В
книге обобщен клинический опыт автора по сценарному
перепрограммированию. В ней рассказано о различных формах
малоадаптивных личностных комплексов, определяющих судьбу человека.
Приведены способы коррекции и самокоррекции, которые помогают больным
избавиться от неврозов и психосоматических заболеваний, а здоровым
сделать свою жизнь более счастливой. Рассчитана на
врачей-психотерапевтов, занимающихся личностно-ориентированными
методами, психологов-тренеров, педагогов и широкий круг читателей, ч...
Подробнее...
Изучение
мотивации умственной деятельности и ее влияния на развитие способностей
человека во всем многообразии своих аспектов относится к разряду
наиболее сложных и недостаточно решенных вопросов психологической
науки. Актуальность изучения влияния мотивационного фактора на развитие
умственных способностей обусловлена, на наш взгляд, несколькими
обстоятельствами. Во-первых, в связи с усложнением многих видов
профессиональной деятельности, развитием новых информационных
технологий в современное в... Подробнее...
Необходимость
обсуждения предмета психологии. Представления о предмете психологии
весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические
процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего
изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как
предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету
психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное
изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен
четкий критерий, чтобы... Подробнее...
Эта
книга написана для вас и для всех детей XXI века. Мы, изучавшие
психологию в прошлом веке, наблюдали быстрые и важные изменения,
происходившие в теориях восприятия и осмысления мира, запоминания
информации и мышлении. Эти изменения стали результатом усилий многих
когнитивных психологов, совершенствовавших методы исследования.
Сочетание упорных поисков и новых методов позволило нам многое узнать о
восприятии, памяти, нервных основах познания, мышлении и обработке
информации — фактически обо в... Подробнее...
В
наше время мы сталкиваемся со странным парадоксом. Никогда прежде на
нас не обрушивался такой объем разнообразной информации но радио,
телевидению, каналам спутниковой связи, и при этом наша внутренняя
уверенность относительно нашего бытия никогда не была столь мала. Чем
больше появляется объективной информации, тем меньше уверенности у пас
остается. Необычайно возросшие возможности в области технологий не
позволяют нам осуществлять контроль над ними, и каждый дальнейший шаг в
этой области вос... Подробнее...
Наша
книга "Бытие и сознание"' поставила и, затронув попутно целый ряд
вопросов, в какой-то мере, надеюсь, разрешила или продвинула разрешение
одной основной проблемы - о природе психического и его месте во
всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Проблема бытия и
сознания, обозначенная в заглавии книги, в целом не была там охвачена.
Мало того: основной результат нашего исследования проблемы психического
в "Бытии и сознании" показал, что самая постановка вопроса, заключенная
в заглавии н... Подробнее...
Эта
книга содержит анализ особенностей мировых религий на основе архетипов
их культур. В доступной форме описывая характерные черты и философию
даосизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама, она может
послужить источником дополнительной информации для тех, кто знаком лишь
с одной из мировых религией или только с практической ее стороной. Для
лучшего понимания психологии религий приводится их сопоставление с
психотипами Зодиакального круга. Последняя глава намечает перспективы
духовности XI... Подробнее...
Вопрос
о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависят
их формирование и развитие, волнует не только специалистов. С полным
основанием можно сказать, что интерес к нему носит всеобщий характер.
Исключительную актуальность и значимость эта проблема приобрела в
условиях научно-технической революции и строительства
коммунистического общества. Классики марксизма-ленинизма считали
всестороннее развитие личности, человеческих способностей важнейшей
целью общества при соц... Подробнее...
Это
эссе было написано в 1916 г. Недавно его обнаружили студенты
цюрихского Института Юнга и оно было издано в частном порядке в своей
первоначальной, сырой форме, в переводе на английский язык. Чтобы
подготовить рукопись к публикации, я ее переработал, сохранив при этом
основные мысли и неизбежную ограниченность. По прошествии сорока двух
лет эта проблема совершенно не утратила актуальности, хотя ее изложение
по-прежнему нуждается в серьезных исправлениях, о чем знает каждый, кто
знаком с мате... Подробнее...
1976
год. Москва. Моховая... прошу прошения — проспект Маркса. Крыльцо
Института общей и педагогической психологии АПН СССР. М К.
Мамардашвили и перерыве между лекциями набивает трубку табаком. — Мераб
Константинович, какая сейчас самая актуальная проблема в психологии?
Не торопясь, зажигает огонь. Раскуривает. Затягивается. Облачко
ароматного дыма. Взгляд исподлобья: — Как и везде. Проблема выживания.
Прошло четверть века. Выжила ли наша психология? Скажут, что за
вопрос?! Полки книжных маг... Подробнее...
Эта
небольшая книга о загадке страха написана не затем, чтобы извлечь
выгоду из беды страдающих людей, число которых явно и неуклонно растет.
Иначе получилось бы этакое легкое чтиво с простыми рецептами разрешения
всех проблем, ведь на щедрые посулы ловят отчаявшихся, а их сейчас
немало. Я говорю об этом, чтобы сразу же четко отделить цели данного
исследования от того, что происходит на рынке популярной
психологической литературы, переживающем ныне истинный бум. Безусловно,
нужно стремиться к из... Подробнее...
Книга
доктора Нойманна “Глубинная психология и новая этика” была впервые
издана на немецком языке в 1949 году, и ее появление вызвало оживленную
полемику среди специалистов. К сожалению, случилось так. что из всех
книг автора “Глубинная психология и новая этика” была издана первой, и
поэтому подход Нойманна к проблеме этики не опирался на ту прочную
философско-эмпирическую основу, которой могла бы послужить его
замечательная работа “Истоки и история сознания”, изданная спустя
несколько месяцев п... Подробнее...
Взяться
за написание настоящей работы меня побудили несколько причин.
Во-первых, появился некоторый внутренний импульс «излить душу» после 15
лет занятий практической психотерапией. Здесь необходимо отметить два
предваряющих обстоятельства: 1) я в течение 23-ти лет проработал в
экстремальной медицине – хирургии, реаниматологии-анестезиологии; 2)
психотерапией начал заниматься по совместительству, по зову души, так
сказать, но получив соответствующую учебную подготовку. Во-вторых,
занимаясь псих... Подробнее...
|