Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ |
ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ? К. Маркс отмечал, что в “течение всего
времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании”[1]. Внимание — один из признаков воли. Чарльз
Диккенс писал, что секрет его творческого успеха в том, что он развил в себе
способность вкладывать все свое внимание в то, что он делает в данное время, а
затем обращать внимание на следующий сюжет, который приходит к нему вслед, по
очереди. Он был похож на человека, управляющего большим прожектором, который
наводится на один предмет и затем, когда этот предмет изучен вполне,
переводится на другой. И. Ньютон на вопрос о том, как ему удалось
открыть законы тяготения, ответил: “Благодаря тому, что я неустанно думал об
этом вопросе”. Знаменитый изобретатель Т. Эдисон также свои успехи в науке объяснил
тем, что во время работы у него никогда не отвлекалось внимание и он глубоко
сосредоточивался на том, что делал. Ч. Дарвин писал в автобиографии: “Я
превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от
внимания, а также особенностью тщательно наблюдать их”. Надежда Константиновна Крупская, вспоминая
манеру чтения В. И. Ленина, писала: “Время экономил. Когда читал, очень
сосредоточивался и потому читал очень быстро”[2]. Из этого можно заключить, что степень
сосредоточения или организации внимания есть показатель скорого чтения. Современная наука доказала справедливость
этого положения. Роль внимания в творческом труде ученых настолько велика, что
французский биолог Ж. Кювье однажды высказался так: “Гений — это прежде всего
внимание”. По образному выражению К. Д. Ушинского,
“внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в
душу человека из внешнего мира”. Итак, внимание играет огромное значение в
жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся
полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к
тому, что он делает. Что же такое внимание? Его нельзя считать
самостоятельным психическим процессом, подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно
не существует вне каких-либо других психических процессов. Мы можем внимательно
воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от
восприятия, мышления, запоминания, невозможно. Психологи называют вниманием
избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы.
Чтение — вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико. В самом
деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения
сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить.
Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный
элемент развитие навыков умственной концентрации — сосредоточение. А для этого
в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого
внимания, его поддержание и исчезновение. С точки зрения физиологии, согласно учению И.
П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов и
его называют рефлексом сосредоточения. Согласно этому закону индукции процессы
возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают
торможение в других областях (отрицательная индукция). И наоборот, торможение в
одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры
(положительная индукция). Явление перемежевывающейся индукции возникает тотчас
же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно
концентрированный очаг возбуждения или торможения. Таким образом, в каждый
момент времени в коре головного мозга думающего человека имеется какой-либо
системный очаг повышенной возбудимости, т. е. очаг, характеризующийся наиболее
благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. “Если
бы можно было, — говорил И. П. Павлов, — видеть сквозь черепную крышку и если
бы место больших полушарий с оптимальной “возбудимостью светилось, то мы
увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям
передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных
очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более
или менее значительной тенью”[3]. Именно этому “светлому пятну”, которое может
охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное
осознание того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное
возбуждение, как эффект сосредоточения. Большое значение для выяснения
физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А.
Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозге всегда имеется доминирующий,
господствующий очаг возбуждения. Он как бы привлекает к себе все слабые
побочные возбуждения, поступающие в это время в мозг, и благодаря этому в еще
большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага
является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние
нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним
раздражителям и отвлечении от других, действующих в данный момент. Есть люди,
от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг
оптимальной доминантной возбудимости не только не ослабляется, но даже
усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных
раздражителей. Эта закономерность хорошо объясняет некоторые парадоксальные
факты из практики восприятия внешних событий.
Так, в свое время в Лондоне, желая создать
максимально благоприятные условия для работы над книгой, построили новую
библиотеку, в которой читатели были совершенно изолированы от каких-либо
посторонних воздействий. Скоро, однако, выяснилось, что заниматься в этой
библиотеке трудно: внимание читателей часто отвлекалось и быстро наступало
утомление. Оказалось, что при полном отсутствии внешних, казалось бы,
отвлекающих раздражителей поддерживать постоянное внимание невозможно.
При проектировании одного из конструкторских
бюро в Ганновере архитекторы предусмотрели все, чтобы ни один посторонний звук
с улицы не проникал в здание. Применены были рамы с тройными стеклами,
звукоизоляционные панели и специальные пластмассовые обои, гасящие шум. И что
же? Буквально через неделю сотрудники стали жаловаться, что не могут работать в
условиях гнетущей тишины. Они нервничают, теряют работоспособность.
Администрации пришлось установить магнитофон, который время от времени
автоматически включался и создавал эффект тихого уличного шума. Рабочая
атмосфера в бюро не замедлила восстановиться. Но не только творческая работа требует особых
условий для поддержания оптимального внимания. Когда человек отдыхает, казалось
бы, его внимание дремлет. Однако это не так. В большом отеле, построенном
поблизости от Чикагского аэропорта, все помещения были тщательно изолированы от
внешнего шума. Но вскоре после открытия этого отеля каждый номер пришлось
“зашумлять” с помощью специальных динамиков: гости жаловались, что в полной
тишине не могут заснуть. Специалисты в области эргономики, приглашенные
дирекцией отеля, подтвердили, что человеку необходим небольшой шум, так как
нервная система не выносит абсолютной тишины.
А теперь проведем небольшой эксперимент. На
рис. 24 напечатан текст № 1. Прочтите заштрихованную часть текста как можно
быстрее, не обращая внимание на остальные слова. Потом закройте книгу и
скажите, какие слова вы запомнили из тех, что не были заштрихованы. Заметили ли
вы, что каждое слово повторялось дважды? Очевидно, ваш ответ будет
отрицательным. Этот эксперимент говорит о том, что при чтении текста наше внимание
отбирает только существенную его часть. Означает ли это, что, следуя формальной
начальной установке, мы концентрировали свое внимание только на заштрихованных
словах и ничего остального не запоминали? Чтобы ответить на этот важный вопрос,
продолжим эксперимент. Прочтите текст № 2 на рис. 25. Читать его надо так же:
только заштрихованные слова. Как вы, наверное, обнаружили, заштрихованное
предложение внезапно перешло в ряд не связанных между собой слов. Само же
предложение физически продолжается в незаштрихованной части, которую согласно
инструкции вы должны были пропускать. Как показали наши наблюдения, любой
человек, читая этот текст, сбивается, отступает от заданной инструкции, и тот
камень, о который он невольно спотыкается, называется подсознательным поиском
смысловых рядов. Оказывается, наше внимание, управляя процессом чтения,
переключает взор вполне целесообразно и осмысленно, вопреки начальной установке
следя за ускользающим смыслом маскируемого текста. Это означает, что объем
нашего внимания значительно больше, чем можно себе представить. Многое из того,
что мы наблюдаем, остается незамеченным нами именно потому, что в его изучении
в данный момент нет нужды. Вместе с тем это означает также, что резервы нашего
восприятия более значительны и соответствующей тренировкой внимания их можно
использовать более полно. Действительно, как показывают наблюдения над
процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или
устают, невольно переводят взгляд на соседний отвлекающий предмет, например
картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним
тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в
напряженной умственной работе. Это отвлекающее сосредоточение способствует
последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в
том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения
внимания (например, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией)
или вялости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражители
в течение продолжительного времени). Способность управлять вниманием, распределять
его особенно необходима в том случае, когда приходится выполнять две или
несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди всех времен отличались
удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по
воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить
заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным
вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А.П.Примаковский пишет: “Изумительная
трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко
он писал статью для „Современника” , одновременно выполняя другое дело,
например, диктуя секретарю перевод с немецкого „Всемирной истории Шлоссера””. Современная наука о мозге разгадала этот
сложный феномен психической деятельности человека. Акад. Н. П. Бехтерева в
одной из работ пишет о том, что одномоментно фактически происходит и может в
принципе происходить в мозге только одна сложная психическая деятельность.
Известный еще со времен Юлия Цезаря феномен одновременного осуществления ряда
деятельностей - реален, но он не происходит по принципу одномоментности. В
каждый данный момент времени реализуется лишь одна из работ, а одновременность
ряда активностей — это быстрое и оптимальное (в смысле минимальных потерь)
переключение с одной деятельности на другую. Интересный эксперимент был
проведен несколько лет назад в Англии. В определенный час, когда по
общегородскому радио передавали увлекательный рассказ, был установлен контроль
за реакцией водителей автотранспорта на одном из сложных участков пути.
Подавляющее большинство опрошенных в конце пути были уверены, что ни на секунду
не отвлекались от слушания текста. Однако водители, которые правильно решали
сложные дорожные задачи, для которых было недостаточно автоматических
профессиональных реакций, полностью “потеряли” фрагменты текста, звучащие по
радио в эти мгновенья. Те же водители, которые оказались в менее трудной
дорожной ситуации, значительно полнее воспроизводили прослушанный текст. Этот
эксперимент в очень доходчивой форме иллюстрирует особенности распределения
внимания. Ведь все водители в конце эксперимента заявили: “Я вел автомашину и
одновременно слушал радио”.
Правильная организация внимания имеет
огромное значение для психической деятельности человека. Какое значение она
имеет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы
организации внимания при конспектировании лекции непосредственно во время ее
прослушивания. На рис. 26 показаны три способа организации
внимания при слушании лекции. Восприятие лекции можно построить так, что почти
все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует
оперативная память и запись идет почти под диктовку. При проверке
обнаруживается, что студент многое не понял. Усвоить лекцию можно и таким
образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50% — просто
прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма
восприятия лекций. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из
экспериментов, проведенных в Московском энергетическом институте. Запись на
самой лекции не велась. Внимание — все 100% — было сконцентрировано только на
понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень
понимания, возникают весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают
обращение к лектору), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом
возникает стремление записать. Через некоторое время опять задаются вопросы и,
наконец, усвоение. Итог такой работы — запись усвоенного на “языке собственных
мыслей”.
Такая алгоритмическая схема оказалась
наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного
материала целесообразно придерживаться ее — читать медленно, внимательно,
активно и многократно. | |||||||||||||
Просмотров: 1620 | | |
Всего комментариев: 0 | |