Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ |
ТЕОРИИ ПАМЯТИ Современная наука определяет память как
систему запоминания, хранений и воспроизведения информации. Уже в древнейшие времена делались попытки
объяснить механизм запоминания. Так, Аристотель (IVв. до н. э.) предполагал,
что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы
проникают в голову и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине
или воске. Несмотря на длительную историю изучения
памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения
этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях этой важнейшей
функции головного мозга получены лишь в последние десятилетия. Существует
несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Ряд
таких гипотез получили экспериментальное подтверждение. Одна из главных гипотез возникла под влиянием
величайшего открытия нашего времени в области биохимии — выявления уникальной
роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации.
Согласно этой гипотезе тайна запоминания связана с кодированием поступающей в
мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т. е. с
изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул
“кирпичиков” — нуклеотидов. Другая гипотеза связывает запоминание с
возрастным разрастанием нервной ткани, — отростков нервных клеток (нейронов) и
образованием в мозге многонейронных сетей памяти. Эта гипотеза также придает
исключительное значение процессам синтеза РНК и белка в нервных клетках, но не
потому, что в этих молекулах кодируются следы памяти. По мнению
нейрофизиологов, тут все дело в том, что интенсивная деятельность нервных
клеток, как и других клеток организма, сопровождается энергетическим
расходованием белков и их восполнением в процессе биосинтеза. При определенных
условиях синтез белков начинает преобладать над их распадом — клетка начинает
расти. Подобная общая для всех живых клеток закономерность в нервных клетках
проявляется в виде роста отростков нейронов и их тончайших разветвлений,
вступающих в связь с отростками других нервных клеток. На наших глазах
разрастается ажурное кружево переплетения нейронной сети. Этот процесс и лежит в основе образования
следов памяти в ложе только что образовавшейся молодой нервной сети. Понятно,
что подавление или усиление синтеза РНК и белка должно ухудшать или улучшать
возрастную память в той мере, в какой эти воздействия замедляют или ускоряют
рост отростков нейронов. Успехи биологической кибернетики в разгадке
работы механизмов мозга приводят нас к все новым открытиям закономерностей и к
новым гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца
загадку природы. Как показывает краткое рассмотрение только
трех теорий памяти, стройной и единой теории, объясняющей механизм этого
сложного явления, пока нет. Поэтому трудно сегодня и дать какие-либо
рекомендации по тренировке и развитию памяти. Еще в 1966 г. известный
английский физиолог Грей Уолтер писал: “Память — это не брошенная на стол
монета, а горящая свеча”. В книге профессора А. Р. Лурия “Нейропсихология
памяти”, вышедшей в 1974 г. и обобщающей основные современные взгляды на
природу памяти, говорится, что память человека надо рассматривать как сложную
функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во
времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и
организованную в виде ряда иерархических уровней. | |
Просмотров: 2167 | | |
Всего комментариев: 0 | |