Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ |
ПАРАМЕТРЫ ПАМЯТИ Как мы уже говорили, потенциальные
возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. По оценкам ученых, общая информационная
емкость мозга составляет 2,8 х 1020 битов.
Ясно, что при таких возможностях повышение
скорости чтения в два-три раза, т. е. соответствующее повышение оперативной
способности принимать и перерабатывать текстовую информацию, не приводит к
информационным перегрузкам мозга, поскольку здесь есть резервы. Это
промежуточный первый вывод. Следующий параметр, который необходимо
рассмотреть, определяет количество информации, фиксируемой в системе памяти
человека при одномоментном ее предъявлении. Первым, кто предложил экспериментальный
количественный тест для оценки человеческой способности к одномоментному
восприятию предметов внешнего мира был Уильям Гамильтон, шотландский философ
XIX столетия. Он писал: “Если вы бросите на пол горсть шариков, то обнаружите,
что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без
ошибки”. В 1871 г. английский экономист и логик Уильям Стенли Джевос сообщил,
что, бросая бобы в ящик, он никогда не ошибался в счете, когда бобов было три
или четыре; редко ошибался, когда их было пять; верно определял их число только
в половине случаев, когда их было 10, и почти всегда ошибался, если их число
достигало 15. В дальнейшем эксперимент Гамильтона психофизики повторяли много раз
с помощью совершенной аппаратуры и тонких методов контроля, и они только
подтвердили предположения Гамильтона: человек одновременно способен, не считая,
воспринять своим взором без ошибки до семи предметов; при превышении этого
числа ошибки становятся регулярными. Таким образом, уже к концу XIX в. возникли
интуитивные догадки об ограниченных способностях объема человеческого
восприятия. Научное обоснование этому явлению дал американский психолог Дж.
Миллер. В 1945 г. в одном из солидных психологических журналов появилась статья
Дж. Миллера с совершенно необычным для научного издания названием — “Магическое
число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности
перерабатывать информацию”. Дж. Миллер начинает свою статью так: “Повсюду
меня преследует один знак. В течение семи лет это число буквально следует за
мной по пятам, я непременно сталкиваюсь с ним в своих частных делах, оно встает
передо мной на страницах самых распространенных наших журналов. Это число
принимает множество обличий, иногда оно несколько больше, а иногда несколько
меньше, чем бывает обычно, но никогда не изменяется настолько, чтобы его нельзя
было узнать. Та настойчивость, с которой это число преследует меня, объясняется
чем-то большим, нежели простым совпадением. Здесь чувствуется какая-то
преднамеренность, все это подчинено какой-то определенной закономерности. Или в
этом числе действительно есть что-то необычное, или я страдаю манией
преследования...” Логика психофизических исследований привела к
материалистическому объяснению “магии” числа семь. И не даром число семь часто
есть в народных пословицах и поговорках. “Один с сошкой, семеро с ложкой”;
“Семь раз примерь, один раз отрежь” и т. д., в русских народных сказках и в
сказках других народов мира. С детства всем памятна сказка “Про репку”. В этой
сказке семь персонажей: репка, бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Исследования В. Я. Проппа, изучившего 100
русских сказок, показали, что, различаясь по сюжету, все они однотипны по
своему количественному и качественному составу участников: их всегда семь —
вредитель, даритель, помощник, царевна (или ее отец), отравитель, герой, ложный
герой. Видимо, фольклорное искусство также подчинялось общим законам
человеческого восприятия. Исследователи, изучающие закономерности развития
языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации
объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из
фактического многообразия структуры окружающего мира. “По-видимому, — пишет Дж. Миллер, — наш организм
имеет какой-то предел, ограничивающий наши способности воспринимать информацию
и обусловленный в свою очередь либо процессом научения, либо самим строением
нашей нервной системы”. Теперь, представьте себе, что испытуемому,
поочередно показывают листы бумаги с различным числом нанесенных на них
символов, например точек. Если число этих знаков не превышает семи, человек, не
считая, сразу, интуитивно называет верное число: происходит так называемое
мгновенное схватывание, или, как говорят психологи, симультанное восприятие
(иногда его называют объемом восприятия). Заметим, что хотя и в первом
(акустическом) и во втором (зрительном) опытах мы получили одно и то же
оптимизированное число семь, процессы, лежащие в их основе, могут быть и
различными. Таким образом, эта универсальная закономерность определяет только
объем непосредственного восприятия, который оценивается семью элементами. Как
было установлено Дж. Миллером в последующих экспериментах, при восприятии имеет
значение именно общее число элементарных блоков информации, а не их содержание.
Иначе говоря, объем оперативного восприятия зависит по существу не от
количества суммарной информации, а от числа группировок блоков символов, или
“кусков” информации, — оно (это число) постоянно и равно 7± 2. Это правило
имеет большое значение и для быстрого чтения. В самом деле, если число
одномоментно воспринимаемых “кусков” информации структурно постоянно, то для
повышения эффективности чтения нужно сделать их содержание более емким.
Например, если рассмотреть три объекта: восемь цифр, семь букв и шесть слов, то
их количественные характеристики почти одинаковы. Однако их информационная
емкость весьма различна. Так, восемь цифр несут информацию, равную только 26
битам, семь букв — 35 битам, шесть слов — 84 битам. Тем не менее, по правилу
Миллера эти объекты запоминаются почти одинаково. Значит, при равноодинаковом восприятии
человек получает в словах больше информации, чем в буквах, и в предложениях
больше, чем в словах. Иначе говоря, при чтении мозг органичней воспринимает тем
больше информации, чем выше абстрагирующий уровень кода передачи информации.
Способность выполнять такое перекодирование по типовым алгоритмам вместо того,
чтобы хранить миллиарды частных случаев, когда встречается то или иное явление,
— главная особенность системы человеческой памяти. Кодировать информацию можно цифрами, словами,
предложениями и даже текстами и идеями. Очевидно, наибольшее количество
информации передается кодом идей, этот код самый емкий и экономичный. Из этого следует второй промежуточный вывод:
для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении
необходимо объединить считываемую информацию в крупные информативно-смысловые
блоки (словосочетания, предложения, идеи). Значит, быстрое чтение, повышая
скорость, вместе с тем обеспечивает и высокое качество ее усвоения при
правильной организации этого процесса. Изложенное позволяет разработать методические
приемы для обучения быстрому чтению. Суть этих приемов, очевидно, в том, чтобы
выработать рациональные способы перекодирования исходного текста с учетом
указанной выше закономерности Миллера. Здесь нужно вспомнить, что уже одно из первых
упражнений методики быстрого чтения помогает решить эту задачу. В самом деле:
семь блоков интегрального алгоритма чтения есть не что иное, как надежное
средство укрупнения считываемой информации, основанное на рассмотренной
закономерности 7±2. Перейдем теперь непосредственно к
характеристике запоминания. Мы уже знаем: запоминание — это процесс памяти, в
результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание,
связываясь с ранее приобретенным. Таким образом, запоминание — активный,
созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается
прибавка знаний, которая и “укладывается” в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти
сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем. Запоминание может быть произвольным и
непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности
запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения. Произвольное запоминание — это особый вид
психической деятельности, цель которой в самом запоминании с помощью
специальных мнемических средств и приемов: установка на запоминание, повторение
прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т. п. Пример
произвольного запоминания — запоминание советским разведчиком в кинофильме “Щит
и меч” одномоментно таблиц, шифров и кодов с различными фактографическими
данными. Непроизвольное запоминание — это вид
деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические
действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем,
что запомнилось, говорят: “Запомнилось само собой”. Как показывают исследования специалистов,
непроизвольное запоминание имеет две разновидности. Запоминается непроизвольно,
само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные
переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность
непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем
мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда,
когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально
приподнятый творческий характер. Для чтения это означает, что если, например, специалист
увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы
найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное
запоминается само собой. В этих условиях такой вид запоминания наиболее
продуктивен. Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с
помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается
продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные
мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного
запоминания особенно велика. Значение непроизвольного запоминания в начале
проработки текста в том, что во многих случаях только при его помощи можно
впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст. В этих случаях оно
не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к
произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании
материала. Таким образом, мы приходим к третьему
промежуточному выводу: при обучении быстрому чтению основное внимание должно
быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых
непроизвольное запоминание активизируется. Следующая важная характеристика запоминания —
разделение его на механическое и смысловое. При механическом запоминании материал запоминается
без осознания связи между его элементами, например путем многократных
повторений. Продуктивность его невысока. Осмысленное запоминание основывается на
сокращении количества информации в результате его фильтрации. Таким образом,
смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным проф. Н.А.Рыбникова,
продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического. Изложенное позволяет в значительной степени
идентифицировать процессы понимания и запоминания. Можно считать, что материал,
понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. Вместе с тем
это свидетельствует и о том, что оптимальное перекодирование играет ведущую
роль в чтении. При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические
конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл
при этом пересказе сохраняется. Таким образом, при чтении текста запоминаются
не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они только
обозначаются.
Из этого следует четвертый промежуточный
вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык
собственных мыслей, т. е. на семантический материал, уже ранее усвоенный в
результате жизненного опыта, улучшает запоминание.
Какие же процессы сопутствуют хранению
информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто
покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться. Хранение информации, кроме того, связано и с
некоторой ее потерей. Забывание — довольно сложный и неравномерный
процесс. Немецкий психолог Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных
экспериментов вычертил кривую забывания, которая показана на рис. 27. Кривая забывания интересна прежде всего
стремительным падением вниз в первые же часы после запоминания свежего
материала. Оказалось, что объем усвоенной информации катастрофически
уменьшается в течение первых десяти часов: со 100 до 35% . Отсюда следует, что
повторять значимый материал наиболее полезно сразу же после его чтения. По
этому поводу К. Д. Ушинский писал, что надо укреплять здание, когда оно еще
стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.
Как же предотвратить резкое снижение эффекта
памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Одно из средств —
повторение, пересказ прочитанного в соответствии с блоками интегрального
алгоритма. В результате повышается эффективность закрепления информации,
материал переводится на язык собственных мыслей. Из этого следует пятый промежуточный вывод:
для лучшего сохранения прочитанного в памяти желательно повторить изученный
материал сразу же после окончания чтения. При этом, пересказывая содержание в
соответствии с блоками интегрального алгоритма, необходимо дать свое толкование
прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей. Необходимо еще раз подчеркнуть, что
продуктивность запоминания связана с эмоциональной сферой личности читателя.
Чем активнее мобилизованы чувства и глубже задета эмоциональная сфера, тем
полнее запоминание. Так, экспериментами психологов установлено, что уверенность
в успешности предстоящей значимой деятельности способствует улучшению запоминания
(особенно произвольного логического) даже в том случае, если непосредственной
мотивированной связи с этой деятельностью нет. Ленинградский психолог Р. М. Загайнов провел
исследование, в котором выяснялось влияние предстоящей значимой для человека
деятельности на качество запоминания, и затем результаты ее на качество
воспроизведения. Моделью значимой деятельности были соревнования боксеров.
Спортсменам предлагалось за час до боя прослушать, запомнить и воспроизвести
ряд из 12 слов, затем, сразу же после боя, нужно было вспомнить те же слова.
Подбор слов для запоминания позволял группировать их по смыслу. Анализ полученных данных показал, что
боксеры, уверенные в победе, в 73% случаев использовали логические приемы
запоминания, группируя слова по смыслу (они запомнили до девяти слов); не
уверенные в победе почти не пользовались логическим запоминанием и запомнили
только по пять слов. Результат значимой и мотивированной
деятельности оказывает решающее влияние и на качество вторичного
воспроизведения. Проигравшие бой не могли вспомнить более 60% слов, которые они
хорошо запомнили до боя. В ряде случаев победители воспроизводили после боя
больше слов, чем до боя. Итак, мы разобрали основные особенности
механизма памяти. Остается один вопрос, на который пока не дан ответ: как же
все-таки развить и улучшить природную память? Советы и практические упражнения по
воспитанию памяти, которые приводятся в книгах о памяти, безусловно полезны, но
при четырех непременных условиях: постоянной заинтересованности в этом; вере в
успешность тренировок; убежденности в необходимости улучшения памяти и умении
самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности вашей
памяти. В заключение приведем основные выводы,
которые можно сделать, рассмотрев вопросы запоминания при чтении. 1. Быстрое чтение активизирует процессы
мышления и запоминания, т.е. способствует тренировке памяти, без ее перегрузки. 2. По формуле американского психолога Дж.
Миллера, человек запоминает емко, глубоко и прочно только в том случае, если
поступающая информация распределяется в блоки, число которых не более семи.
Всегда следуйте интегральному алгоритму чтения, содержащему семь блоков. 3. Самым эффективным является непроизвольное
запоминание при положительных эмоциях. Быстрое чтение реализует именно это.
Если знаешь, с какой целью читаешь и читаешь с эмоциональной настроенностью, то
нужное запоминается само собой. 4. Осмысленное запоминание, основанное на
перекодировании принимаемого сообщения на язык собственных мыслей, в 20 раз
продуктивнее механического. Быстрое чтение всегда реализует эту свертку текста
на основе дифференциального алгоритма чтения. 5. Повторение прочитанного непосредственно
после окончания чтения снижает забывание информации в несколько раз. Повторяйте
прочитанное для конкретной проверки заполнения блоков интегрального алгоритма
чтения сразу же по окончании его. | |||||||||
Просмотров: 2050 | | |
Всего комментариев: 0 | |