Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ |
МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ Задача этой заключительной главы — помочь
всем желающим самостоятельно освоить технику быстрого чтения. Здесь мы будем
широко использовать дневники, сами наблюдения и опыт слушателей курсов быстрого
чтения. Они поделятся своими успехами, расскажут о трудностях и тем самым
облегчат вам процесс обучения. Как уже указывалось, освоение метода быстрого
чтения — это процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Современная педагогика различает три уровня
научения: приобретение знаний, образование умений и формирование навыков. При
этом к знаниям относят конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий,
законы и правила, отражающие определенные закономерности в данной предметной
области, а также теоретические обобщения и связанные с этим термины и
определения. Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый
может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, в
дальнейшем смогут способствовать получению новых знаний (например, умение
читать на иностранном языке становится источником получения новых знаний из
литературы на этом языке). А что же такое навык? Это действие, которое
характеризуется высокой мерой освоения, причем выполнение самого действия
становится настолько автоматизированным, что сознательный контроль над его
выполнением практически исчезает. Это действие выполняется легко, свободно, и
именно эта легкость и “незаметность” выполнения — свидетельство настоящего
совершенства. Основное же условие достижения этой легкости — труд и только
труд. Всякое обучение требует внимания, терпения и
систематичности. Если эти условия при обучении быстрому чтению не выполняются,
то бесполезны все усилия. Главная идея настоящей методики в том, что освоение
быстрого чтения — это прежде всего освоение новых навыков умственной
деятельности. Одно из обязательных условий успешности
самостоятельного обучения — непрерывность цикла обучения, регулярность занятий,
полнота и систематичность выполнения всех упражнений без исключения. Десять
недель занимает цикл тренировок. Весь период занятий нужно спланировать так,
чтобы на протяжении всего времени занятий выделить ежедневно для тренировок
час-полтора. Другое обязательное условие — сознательное
освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд
ли может надеяться на успех тот, кто начнет, например, тренировки, не поняв
рекомендуемых авторами приемов. Хотелось бы подчеркнуть еще раз: главная
особенность предлагаемо! методики — активное и осознанное участие самого обучающегося
целенаправленном изменении тех интимных процессов, которые связаны реализацией
программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в
опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую
перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно.
Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути
процессов самого чтения нельзя, и имении поэтому методы, основанные только на
использовании приборов, чаще всего и не имеют успеха. Они тренируют только
следственные факторы: движение глаз, периферические механизмы речи и слуха.
Приборы оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами
чтения. Вот почему результаты такого обучения поверхностны, и созданный с их помощью
неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.
Запомним, что освоение метода быстрого чтения
глубоко индивидуально. В нашей практике не было еще случая, чтобы в классе все
учащиеся одинаково успешно осваивали упражнения и теоретический курс. Каждый
сам выбирает для себя темп и свою стратегию наращивания скорости чтения.
Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой
задачи. Прав был Н. А. Рубакин, когда писал, что лучший метод чтения — это тот,
который читатель сам для себя выбирает. Таким образом, задача обучения —
сформировать новые программы умственных действий. И наконец, третье обязательное условие для
успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания
скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким
известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены
предыдущие. Мы рекомендуем в процессе занятий вести
дневники самоанализа, а числовые результаты роста скорости чтения контрольных
текстов фиксировать на специальном графике, образец которого приведен на рис.
28. Подбор всех упражнений и их последовательность выполнения обеспечивают
постепенное освоение новых навыков умственной деятельности. В этом —
методическая идея книги. Урок
первый. Определение
начальной скорости чтения. Скорость чтения определяют формулой: где V
— скорость чтения в зн./мин; Q
— число знаков в тексте; Т
— время, затраченное на чтение текста, в мин; К
— коэффициент понимания. В этой формуле объем текста измеряется в
знаках, причем под знаком понимается каждая буква и цифра текста (знаки
препинания в расчет не” берутся). В некоторых пособиях скорость чтения
измеряется в словах. Нетрудно догадаться, что от одной единицы измерения объема
текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними. Известно, что в русском языке слова имеют в
среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600 за
минуту, то скорость чтения в словах будет 100 сл./мин (600:6). Абсолютно точно время чтения замеряют
секундомером, в крайнем случае — часами с секундной стрелкой. А что такое коэффициент понимания? Нам уже
известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение, при глубоком усвоении
прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять
не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной
формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного.
Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по
содержанию прочитанного. Если удалось правильно ответить на все 10 вопросов,
К=1, если на 8 вопросов, то К=0 и т. п. Начиная тренировки по повышению скорости
чтения, надо прежде всего определить вашу начальную скорость чтения. Для этого
нужно прочитать приведенный в приложении контрольный текст № 1, заметить общее
время, затраченное на его чтение, и ответить письменно на 10 вопросов по
содержанию текста. Читают первый контрольный текст в своей обычной манере
внимательного чтения, помня о том, что по окончании чтения предстоит ответить
на 10 вопросов по всему его содержанию. Получив необходимые исходные данные, вы
самостоятельно по формуле подсчитываете начальную скорость чтения. Например, на
чтение текста № 1 затрачено 3 мин, правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов,
тогда скорость чтения V = (2850 : 3)0,6= 570 зн./мин, или примерно 100 сл./мин
(570:6). Цифры, приведенные в этом примере, не
случайны. Они отражают средние показатели, чаще всего встречающиеся при
начальном измерении скорости чтения текста. Много это или мало — 100 сл./мин? Вот нормативы скорости, которые установлены в
результате длительных наблюдений и измерений скорости чтения научно-технических
и популярных текстов: Наш заочный курс быстрого чтения позволяет в
среднем увеличить скорость чтения в три раза по сравнению с первоначальной: как
правило, учащиеся достигают уровня скорости в 3 тыс. знаков и более (3 тыс.
знаков — это примерно 500 слов). При таком темпе за час можно прочитать около
ста страниц книги среднего формата, а это уже немало. Слушатели курсов быстрого чтения иногда
спрашивают, какова максимально возможная скорость чтения? Наши исследования
показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение
прочитанного, не может превышать 1000 сл./мин (6000 зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые
приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют
в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях. Некоторые слушатели спрашивали, как достичь
скорости чтения 800 и более слов в минуту? Мы считаем в принципе постановку
такого вопроса неверной: Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и
зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических
процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее
значительно повышать существующую скорость чтения. Наши наблюдения показали,
что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения
по предлагаемой методике, увеличить скорость в два-три раза по сравнению с
начальной.
Примечание:
Объем прочитанного приводится в знаках (буквы, цифры); время чтения - в
минутах. В процессе обучения полезно вести регулярный
учет объема читаемого текста и бюджета времени, затраченного на чтение. Для
этого можно воспользоваться приведенной формой табл. 4. Урок
второй. Как вы читаете? Изучив основные особенности процесса чтения и
недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения.
Чтение, даже самое несовершенное, в значительной степени процесс
непроизвольный, интуитивный. Чтобы провести анализ персонального чтения и
подметить его недостатки, предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь
анкеты, причем ответы оцениваются самим читателем соответствующим числом
баллов. Число баллов 1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете
четкую цель и мотив? Всегда очень четкую и чтение мотивировано.........................................
10 Всегда приблизительную и без
мотива...................................................... 6 Иногда............................................................................................................
4 Лишь изредка................................................................................................
2 Никогда..........................................................................................................
0 2. Меняете ли вы скорость чтения на
протяжении одной статьи? Постоянно меняю.......................................................................................
10 Иногда............................................................................................................
6 Скорость определяю перед началом чтения
заранее …………………...4 Всегда читаю со средней скоростью...........................................................2 Всегда читаю очень медленно.....................................................................0 3. Удается ли целиком сосредоточиться на
тексте? Удается всегда..............................................................................................10 В основном удается.......................................................................................6 Лишь в случае, если материал очень интересный
....................................4 В редких случаях...........................................................................................2 Не удается.......................................................................................................0 4. Можете ли вы быстро понять структуру
читаемого текста? Построение текста чувствую
всегда..........................................................10 Понять, какие разделы наиболее важны, мне
удается быстро.................6 После прочтения небольшой части уже
представляю себе структуру ...4 Разбираюсь в структуре только после того, как
прочитаю весь текст ...2 На структуру не обращаю внимания...........................................................0 5. Можете ли вы понять сразу смысл целого
предложения или хотя бы части его? Могу всегда..................................................................................................10 Могу, если текст легкий................................................................................6 Иногда.............................................................................................................4 Изредка...........................................................................................................2 Не
могу...........................................................................................................0 6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к
уже прочитанному тексту? Никогда.........................................................................................................10 Если есть незнакомые места, то возвращаюсь...........................................6 Изредка возвращаюсь из-за непонимания
слов.........................................4 Иногда, если не понимаю смысла
текста....................................................2 Возвращаюсь часто по различным
поводам...............................................0 7. Водите ли вы по строке пальцем либо
карандашом или следите за текстом движением головы? Голова и руки всегда без
движения...........................................................10 Иногда двигаю
головой.................................................................................6 При чтении важных мест вожу пальцем по
тексту....................................4 Часто................................................................................................................2 Всегда так
делаю............................................................................................0 8. Проговариваете ли вы вслух или про себя
то, что читаете? Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю
………………….10 Не могу ответить
точно................................................................................6 Произношу отдельные (трудные) слова
…………………………............4 Часто ловлю себя на том, что проговариваю
читаемый текст ................2 Всегда читаю с
артикуляцией......................................................................0 9. Возникают ли у вас образные представления
того, что читаете? Возникают
всегда........................................................................................10 Иногда.............................................................................................................6 Затрудняюсь
ответить...................................................................................4 Очень редко....................................................................................................2 Никогда...........................................................................................................0 10. Как двигаются ваши глаза при чтении? Вертикально, плавно и быстро по середине
страницы...........................10 Зигзагообразно от строки к строке..............................................................6 По диагонали..................................................................................................4 С остановками на каждой
строчке...............................................................2 С остановками на каждом
слове..................................................................0 Общее число баллов........................................................................................∑=
… Опыт проведения этого анкетирования дает
следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов
100, обученный навыкам быстрого чтения — от 70 до 80; эрудированный (но не
обученный быстрому чтению) — от 40 до 50; большее число читателей получает от
20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к
нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения. Урок
третий. Интегральный
алгоритм чтения. Интегральный алгоритм чтения является
семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в
предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения— реализация более
эффективных программ умственных действий. На с. 133 показаны условно в
сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева — читающего
медленно, справа — читающего быстро. Как видно из рисунка, быстрое чтение
предполагает использование четких и последовательных программ умственных
действий. Чтение из процесса хаотического, неорганизованного становится
подчиненным единой программе — интегральному алгоритму чтения. Следование
блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем
интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а
значит, понимание и запоминание прочитанного. Быстрое чтение, в отличие от медленного —
пассивного созерцания текста — заставляет читателя активно вторгаться в
структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые
блоки. Есть и еще одна особенность интегрального
алгоритма, доказывающая его эффективность. Как уже отмечалось выше, все современные
научно-технические популярные и общественно-политические тексты избыточны на 80
— 75%. По существу, только 25% всего объема текста несут полезную смысловую
нагрузку. Как научиться читать так, чтобы видеть в основном значимую смысловую
часть текста и только на ее обработку затрачивать энергию мысли? На этот вопрос
отвечает интегральный алгоритм чтения. Он предлагает: читать в соответствии с
предписаниями блоков алгоритма. И каждый раз, фиксируя свое внимание на
фрагментах текста в соответствии с заданной программой алгоритма, вы будете
извлекать истинно смысловые аспекты текста. Таким образом, интегральный алгоритм
чтения позволяет реализовать и принцип экономии умственных усилий. От этого
чтение становится посильным трудом, щадящим ваши силы. Как же создать и закрепить психологическую
установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении
есть два этапа: первый — осознание всех блоков алгоритма и целесообразности
следования им и второй — непроизвольное, автоматическое выполнение этих
действий. Как показывает наш опыт, эффективное решение этой двуединой задачи
возможно с помощью специального методического приема — зрительного
представления интегрального алгоритма чтения.
Давайте посмотрим, как практически это делают
слушатели курсов быстрого чтения. Вот что писал в дневнике один из них:
“Зрительный образ алгоритма — правильный шестиугольник. Это мое футбольное
поле. Сначала заполняются как бы ударами „мяча” по углам первые три блока:
название, автор, источник. Затем, по мере чтения, еще три блока — три угла.
Последний блок — новизна — фиксируется мною в виде точки в центре... После
недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами
собой — ярко, броско, сильно и динамично, как игра в футбол...” Зрительный образ алгоритма воплощается
по-разному: это и пирамида, и этажи здания, и картотека, и семь разноцветных
полосок радуги и т. п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический
прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет,
но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только
информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не
получается? Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного
из слушателей курсов быстрого чтения: “Зрительного представления алгоритма так
и не получилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде
ящиков, но в процессе чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь; у
меня запоминание идет по другому: 1. Название.
Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно
внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь
делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в
заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с
горящими буквами (но это делается с трудом). 2. Автор.
Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или
пытаюсь запомнить зрительно (написание, число букв и т. д.). 3. Выпускные
данные. Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скользнув по строчке,
с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого
зрительного представления в момент фиксации. Так я заполняю три первых блока алгоритма, но
не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь
проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее
содержание, на что особенно обращать внимание впоследствии. 5. Фактографические
данные. В отличие от выпускных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом
текста, а не зрительно. 6. Особенности
изложения, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается
в глаза; нравится или нет; стиль, манера изложения. Бывает и так, что все это
тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает
поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо. 7. Новизна
и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору
текста или после прочтения введения. В целом, мне кажется, здесь хорошо работает
“последовательность операций”, но у меня нет зрительного представления блоков
алгоритма”. Итак, что же дает интегральный алгоритм
чтения? Главное — он формирует новую программу чтения, программу
последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы,
поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого, — вот задача чтения.
Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные,
факты, названия, фамилии как бы сами по себе всплывают перед глазами, Одновременно происходит и борьба с
регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет
уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения
прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше и,
наконец, они почти исчезают. В этот период надо изучить и запомнить основное
правило чтения — любой текст читать по алгоритму. | |||||||
Просмотров: 3184 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||