Главная » Статьи » Центр » ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ Итак, при чтении текста мозг формирует “свою
трактовку содержаниях того, что читается. Происходит перекодирование сообщения
на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет ядерное сущностное значение
из читаемого текста. Однако всегда ли эта программа используется эффективно?
Есть основания считать, что большинство людей возможности этой программы
используют слабо. Вместе с тем только при осмысленном внимательном чтении текст
понимается глубоко и полно. Из этого следует, что при обучении методам
быстрого чтения учат произвольно использовать эту принципиально важную
программу работы мозга. Как показали наши эксперименты, знание и умелое
применение некоторых упражнений дают возможность извлекать ядерное значение в
тексте быстро и достаточно надежно. Эти упражнения основаны на использовании
дифференциального алгоритма чтения. В третьей главе мы говорили об интегральном
алгоритме чтения, который облегчает поиск нужной информации в тексте в целом.
Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно,
составить нельзя. Однако для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде
всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и
разработан дифференциальный алгоритм чтения (рис. 9). С его помощью можно
разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на отдельные
логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным).
В соответствии с этой схемой формальные
единицы печатного текста вначале ставятся нами в соответствие с языковыми
нормами, а затем языковые единицы превращаются в означаемые единицы
мыслительного уровня. Образуется своеобразная пирамида понятий, являющаяся
одновременно и классификационной системой для опознания смысловой фильтрации
каждого нового фрагмента текста и для определения его места в уже сложившейся
системе наших представлений. Любая единица этой мнемонической пирамиды
абстракций и представляет собой часть алгоритма или структурной модели тех
определяющих характеристик, которые являются общими признаками для любого
текста. При такой связи между мыслительными единицами
верхняя часть пирамиды абстракции является универсальной для автора и для
читателя в понятийном смысле. Работу по интегральному алгоритму чтения мы с
вами сравнивали с отбором товаров в универсаме. По аналогии с этим примером и
дифференциальный алгоритм можно сравнить с отбором товара какого-либо вида на
одной полке отдела универсама; чтобы успешней и быстрее отобрать из однородного
товара необходимую вещь, надо заранее знать, что именно нужно, и суметь быстро
оценить предлагаемое. Представим себе, что мы сфотографировали
мыслительный процесс быстро читающего человека на кинопленку и теперь
прокручиваем ее в замедленном темпе. Кадры фильма покажут, что сначала в
предложениях абзаца выделяются ключевые слова (первый блок дифференциального
алгоритма), несущие основную смысловую нагрузку. Заметим, что под абзацем в
данном случае понимается законченный в смысловом отношении отрезок текста,
состоящий, как правило, из нескольких предложений (смысловой и печатный абзацы
могут и не совпадать). Ключевое слово, как правило, предметно, т. е.
обозначает какой-либо объект, его признак, состояние или действие. Предлоги,
союзы, междометия и частицы почти никогда не бывают ключевыми словами. Очень
редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже
употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Если абзац играет
второстепенную роль, ключевых слов в нем может и не быть. Затем, опираясь на ключевые слова, в тексте
выявляются смысловые ряды (второй блок дифференциального алгоритма). Что такое
Смысловые ряды? Это непрерывные ряды пар слов, состоящие из комбинаций ключевых
слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных, которые
помогают в сжатом виде понять его содержание. Именно смысловые ряды и
составляют “золотое ядро” содержания текста. Смысловые ряды бывают трех основных видов:
именные, предикативные и фактографические. Именной смысловой ряд обеспечивает функцию
так называемой номинации — он дает название основному действующему лицу,
предмету, например: “старый мастер”. По нашему определению, смысловой ряд — это
всегда пара слов. Именной смысловой ряд — это такая свернутая логическая
конструкция, которая состоит из имени существительного и имени прилагательного.
Имя прилагательное дает дополнительное определение: “мастер хороший”, “мастер
молодой”, “мастер веселый”, — обычно в сообщении бывает до трех
прилагательных-определителей при одном существительном — это норма русского
языка. Предикативный смысловой ряд показывает, что
делает или что делается с предметом: “мастер чеканит”. Предикативный смысловой
ряд — это всегда глагольная конструкция и она бывает трех видов. Одноместный предикат: “Мастер чеканит”.
Двухместный: “Мастер чеканит монету”, — действие перешло на второй предмет, от
мастера на монету. Трехместный: “Мастер чеканит монету заказчику”, — действие
переходит на третий предмет, на заказчика. Фактографический смысловой ряд дает четкие
количественно-размерные, весовые и другие физические технико-экономические
параметры о предмете сообщения: “Мастеру 30 лет”, “У мастера семья из 4
человек”. Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые
слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной
замысел автора. Текст как бы сжимается, мгновенно мысленно конспектируется — в
нем остаются только зерна смысла, “золотое ядро” на уровне непрерывных цепочек
пар слов. Здесь необходимо подчеркнуть, что в
соответствии с концепцией проф. А. А. Леонтьева[1] с помощью только что изложенной модели
смысловых рядов можно наглядно показать принципиальное различие двух способов
свертки текста: — порождение стандартной и всегда постоянной
конструкции смысловых рядов; — “наполнение” этого каркаса конкретными
словами — вариантами. Подбор слов-вариантов происходит на основе реализации
ассоциативных признаков читаемых слов. Но это только промежуточный этап свертки
текста. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются нами в самом тексте, который
пока претерпевает лишь как бы количественные преобразования, — он сжимается,
компрессуется. Однако, кроме этого количественного анализа, сообщение всегда
подвергается нами и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция
соответствует третьему блоку алгоритма — выявлению значения. Замечено, что
содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в
слово. Мозг быстро перекодирует воспринятое сообщение в согласии с собственным
опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом
процессе чтения. Этим как раз и отличается активное,
осмысленное продуктивное восприятие текста от механической зубрежки. На основе смысловых рядов мозг как бы
формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и
понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный
процесс перекодирования — выявление ядерного значения содержания текста. Решить
эту задачу — значит для самого себя сформулировать и усвоить действительное
значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке.
Посмотрим на примере, как используется
дифференциальный алгоритм чтения. Текст[2]: Наш век не без основания называют веком
статистики. “Статистика” — слово многозначное. Это и набор цифр,
полученных определенным образом и характеризующих некоторое явление, и специальная
социально-экономическая наука, и научный метод, широко
применяемый как в общественных, так и в естественных науках. В журналистской работе ко многим темам без
статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к
вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная
редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей
и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической
малограмотностью многих журналистов, незнанием, как и с какого боку
к этим вопросам можно подступиться. Очень часто смысл цифр читателям непонятен.
Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов “средняя продолжительность
жизни”? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст
смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя
продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на
всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности
будут такими же, как в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и
условная. В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова.
Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 2. ТАБЛИЦА 2 Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения
в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные
процессы как бы расчлененно, замедленно и по частям. При чтении они,
разумеется, протекают иначе — быстро, одновременно и в значительной мере
подсознательно. Но, чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и
мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно. Иными словами, мы
поступаем, как спортсмен, который, разучивая комбинацию, разбивает ее на
элементы и тренирует каждый из них в отдельности. Как же практически пользоваться дифференциальным
алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить его содержание и порядок
использования. Подобрав несложную научно-популярную статью
объемом не более 6 тыс. знаков и медленно читая ее с карандашом в руке, сделать
разметку текста в соответствии с алгоритмом. В результате выявления цепи
значений должно сформироваться ядерное содержание текста, которое мы называем
доминантой. Что же такое доминанта? Доминанта - это главная смысловая часть
текста, его истинное значение. Доминанта выражается своими словами читателем,
на языке его собственных мыслей. Она результат качественной переработки текста
на основе анализа цепи значений по всему тексту статьи в целом. | |||||
Просмотров: 2044 | | |
Всего комментариев: 0 | |