Главная » Статьи » Справочный материал » Энциклопедия |
Науковедение
Науковедение отрасль исследований, изучающая закономерности
функционирования и развития науки, структуру и динамику научной
деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и
сферами материальной и духовной жизни общества. Отдельные аспекты
развития науки издавна изучались философией и частными науками,
особенно с середины 19 в. (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и
др.). Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологические и др.
факторы, влияющие на развитие науки, предпринял швейцарский ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века», 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд
(«Великие люди», 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала
особенно ощутимой в 1-й половине 20 в. в связи с громадным возрастанием
её роли и развитием научно-технической революции. Непосредственное
зарождение науковедческой ориентации исследований многие советские и
зарубежные исследователи связывают с дискуссией по общим проблемам
развития науки, возникшей в связи с докладами Б. М. Гессена и др.
советских учёных на 2-м Международном конгрессе по истории науки в
Лондоне (1931). Эта дискуссия вызвала усиление интереса к марксистской
концепции развития науки, основывающейся на методологии диалектического
и исторического материализма, к советскому опыту создания
государственной системы организации и планирования научной деятельности.
В 30-е гг. формируется проблематика Н. [попытка польских
учёных М. и С. Оссовских создать программу Н.; социологической
интерпретация историко-научного материала Р. Мертоном (США) в книге
«Наука, техника и общество в Англии XVII в.» (1938)]. Наибольшее
влияние на становление Н. оказал Дж. Д. Бернал (кн. «Социальная функция науки», 1939 — своеобразное обобщение работы созданного им Кембриджского семинара «Наука и общество»).
С середины 40-х гг. во многих развитых странах
развёртываются эмпирические исследования научной деятельности (схем
организации научных подразделений, проблем объединения учёных и
инженеров в промышленных лабораториях и научно-технических проектах,
распределения научных усилий и финансирования науки).
Оформление Н. в самостоятельную отрасль относится к 60-м
гг., когда в СССР, а также в др. странах возникают современные
представления о предмете и задачах Н. и научные коллективы,
разрабатывающие проблемы Н. Складываются аналитическое и нормативное
направления исследования. Целью аналитического изучения является
раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как сложной
системы (внутренние закономерности развития науки,
социально-исторические детерминанты её развития, их взаимодействие;
типология связей науки с др. социальными институтами; генезис и
структура систем научного знания; эволюция организационных форм науки в
процессе изменения её объёма и социальной функции и т.п.). Для ключевых
науковедческих понятий («научная деятельность», «научное знание»,
«научное творчество», «институт науки» и др.) разрабатывается система
косвенных показателей (переменных) с использованием методов различных
наук.
Так, при изучении места науки в обществе, взаимосвязей
науки с др. социальными институтами применяются понятия и методы
истории, социологии, политической экономии и др. При этом исследуется
структура научно-технической деятельности во всей сфере «исследования —
разработки — внедрение», функции научного знания в обществе, выясняются
особенности научного потенциала и его связь с экономическим потенциалом
государства в условиях научно-технической революции и т.п. Проблемы
научного творчества изучаются с помощью психологических и
социально-психологических методов (мотивационная структура личности
учёного, возрастная динамика индивидуального и коллективного научного
творчества, распределение ролей и лидерство в научных коллективах,
система межличностных отношений в процессе научной деятельности,
психологический механизм научного открытия и его оценка научной средой
и т.д.). Исследование содержания и результатов научной деятельности —
системы научного знания — объединяет усилия специалистов в области
логики развития науки, логики научного исследования, истории науки и
истории философии. При этом изучается логическое строение и
содержательное обоснование научных теорий, условия и способы перехода
от одних теоретических представлений к другим в процессе исторического
развития науки. Оформилась область статистического исследования
структуры и динамики информационных массивов науки и потоков научной
информации (наукометрия). Организационные формы научной деятельности
сочетают 2 типа организации: профессиональная самоорганизация науки
(дисциплина, научная школа, «невидимый коллектив» и др.) и
институциональное оформление науки (университет, академия,
научно-исследовательский институт и др.). Изучение этих проблем
объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов,
математиков и др.
В русле многих дисциплин сложились специальные отрасли
(социология науки, экономика науки, психология науки и др.), которые
входят в систему Н. В Н. используются идеи и методы кибернетики, теории
информации, теории систем и т.п. Однако Н. не комплекс отдельных
дисциплин и даже не синтез знаний о логико-познавательных, социальных,
экономических, психологических, структурно-организационных аспектах
развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов,
определяющих развитие науки, как исторически изменяющейся целостности,
или системы.
На результатах аналитического изучения науки базируются
нормативные науковедческие исследования. В самом общем виде их цели
можно сформулировать как разработку теоретических основ научной
политики и государственного регулирования науки (выработка рекомендаций
по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев
её оценки, определение наиболее перспективных научных направлений как
основы долговременного планирования науки). В этих исследованиях широко
применяются методы научного прогнозирования и системного анализа. Всё
большую важность приобретает поиск наиболее рациональных форм
организации, в которых дисциплинарный принцип — основа научной
преемственности — сочетался бы с проблемной и матричной организацией
исследований (изучение различных организационных структур, вопросы
оптимальной численности и состава научных институтов, бюджета времени
персонала, разделения труда и т.п.). В изучении этих проблем
применяются методы теории организации, целевое программирование,
исследование операций и сетевое планирование.
Выделяется группа исследований, посвященная проблемам
создания, материального, информационного, кадрового обеспечения
деятельности крупных исследовательских объединений, научных центров и
гигантских научно-технических проектов (освоение Космоса, Мирового
океана и т.п.). Основное внимание уделяется изучению их функций в
структуре научно-технического прогресса, проблемам объединения
различных форм научно-технической деятельности. Исследуются
информационные потоки и способы коммуникации участников, применяются
методы функционально-иерархического моделирования, проводятся
комплексные социологические и социально-психологические исследования.
Важную роль играет специфичная проблематика, связанная с
подготовкой и использованием научных кадров (системы отбора,
специальной подготовки, сохранения и повышения квалификации).
В СССР вопросами Н. занимаются в институте истории
естествознания и техники АН СССР, институте кибернетики АН УССР,
институтах экономики АН СССР (Москва и Новосибирск), Центральном
экономико-математическом институте АН СССР, институте философии АН
СССР, институте проблем управления АН СССР, а также в институте горного
дела Сибирского отделения АН СССР. Проблемы наукометрии разрабатываются
в лаборатории математической статистики МГУ и Всесоюзном институте
научно-технической информации. Общетеоретические и философские вопросы
исследования науки изучаются в вузах Ростова-на-Дону, Томска, Донецка и
др.
В Польше координацию деятельности в области Н.
осуществляет Комитет по науковедению Польской АН, в Болгарии создан
Центр по Н. при Президиуме Болгарской АН, в ГДР — институт теории и
организации науки АН ГДР. Проблемы Н. изучаются в институте философии и
социологии Чехословацкой АН и в институте социологии Венгерской АН.
Интенсивно развёртывается международное сотрудничество
исследователей-науковедов социалистических стран в рамках СЭВ. С 1970 в
Варшаве издаётся международный ежегодник СЭВ «Проблемы науковедения».
Теоретические и эмпирические исследования в области Н. проводятся в США
(Т. Кун, Д. Прайс, Ю. Гарфилд, Р. Мертон, Б. Барбер, Д. Пельц), Швеции
(Х. Торнебом, Г. Радницкий), Великобритании.
Проблемы развития науки в развивающихся странах, создания
единой системы сравнения показателей научной деятельности и др.
изучаются исследовательскими группами под эгидой ЮНЕСКО и др.
международных организаций.
Лит.: Микулинский С. Р., Родный Н. И., Наука как
предмет специального исследования, «Вопросы философии», 1966, № 5; их
же, Место науковедения в системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о
науке. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Добров Г. М., Наука о науке,
К., 1966; Социология науки, Ростов-н/Д., 1968; Лахтин Г. А., Тактика
науки, Новосиб., 1969; Налимов В. В., Мульченко З. М., Наукометрия, М.,
1969; Управление, планирование и организация научных и технических
исследований. Труды Международного симпозиума стран членов СЭВ и СФРЮ,
т. 1—5, М., 1970—71; Ossowski S., Ossowski М., The science of science,
«Organon», 1936, v. 1; Bernal J. D., Social function of science, L.,
1939; Sociology of science, N. Y., 1962; Solla Price D. J. de, Science
since Babylon, Nav Haven, 1961; Hagstrom W. O., The scientific
community, N. Y., 1965; Storer N. W., The social system of science, N.
Y., 1966; Radnitzky G., Contemporary schools of metascience, Göteborg,
1968; Sociology of science, Harmondsworth, 1972.
Продолжающиеся и периодические издания: «Науковедение.
Проблемы и исследования» (Ин-т истории естествознания и техники АН
СССР): Организация научной деятельности, М., 1968; Очерки истории и
теории развития науки, М., 1969; Научное творчество, М., 1969; Научное
открытие и его восприятие, М., 1971; Эволюция форм организации науки в
развитых капиталистических странах, М., 1972; Научно-техническая
революция и изменение структуры научных кадров СССР, М., 1973;
«Науковедение и информатика» (К., с 1969); «Etudes et documentes de
politique scientifique» («Science policy studies and documents») (P., с
1965); «Problems of the science of science» (Warsz., с 1970);
«Zagadnienia naukoznawstwa» (Warsz., с 1965); «Zeitschrift für
allgemeine Wissenschaftstheorie» (Wiesbaden, с 1969), «Science studies»
(L., с 1971); «Research management» (Wash., с 1958), «R&D
management» (Oxf., с 1970).
С. Р. Микулинский, Э. М. Мирский. См. также в других словарях:
| |||
Просмотров: 1202 | |
Всего комментариев: 0 | |