Принципы классификации наук.
Связи Н. определяются предметом Н. и объективными отношениями между
различными его сторонами; методом и условиями познания предметов Н.;
целями, которыми порождаются и которым служат научные знания. С
гносеологической точки зрения принципы классификации Н. делятся на
объективный, когда связь Н. выводится из связи самих объектов
исследования, и субъективный, когда в основу классификации Н. кладутся
особенности субъекта. С методологической точки зрения принципы
классификации Н. делятся в соответствии с тем, как понимается связь
между науками; как внешняя, когда науки лишь ставятся рядом друг с
другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда
они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой. В первом
случае имеет место принцип координации; его схема А½В½С
и т.д.; во втором случае — принцип субординации, его схема А... В...
С... и т.д. (здесь буквы обозначают отдельные науки, вертикальные линии
— резкие разрывы между науками, отточия — взаимные переходы между
науками). С логической точки зрения за основу классификации Н. берутся
различные стороны общей связи Н., характеризующие начальный и конечны и
пункты основного ряда Н. Таковы два принципа расположения Н. в порядке:
убывающей общности — от общего к частному и возрастающей конкретности —
от абстрактного к конкретному. Соответственно принципу субординации Н.
располагаются в порядке развития от простого к сложному, от низшего к
высшему. Здесь главное внимание направляется на пункты соприкосновения
и взаимного проникновения наук. Возможны др. аспекты выделения
различных сторон общей связи Н. с образованием соответствующих
принципов (например, от эмпирического описания к теоретическому
объяснению, от теории к практике и др.).
Содержательная классификация рассматривает связи между Н. как выражение
или как результат: 1) движения познания от общего закона к частным его
проявлениям или от общих законов развития к частным законам природы и
общества, чему соответствует принцип классификации Н., основанный на
учёте последовательного перехода от общего к частному; 2) перехода
познания от одной стороны предмета к совокупности всех его сторон, чему
соответствует принцип перехода от абстрактного к конкретному; 3)
отражения в мышлении движения объекта от простого к сложному, от
низшего к высшему, чему соответствует принцип развития.
Этот последний охватывает и движение, развитие познания как от общего к
частному, так и от абстрактного к конкретному.
Диалектико-материалистические принципы, лежащие в основе марксистской
классификации Н., предполагают нераздельность принципа объективности и
принципа развития (или субординации). Гносеологические,
методологические (диалектические) и логические аспекты всеобщей связи
Н. выступают при этом в их внутреннем единстве.
|