Главная » Статьи » Справочный материал » Энциклопедия |
Социальная роль и будущее науки. Сложности
и противоречия, связанные с возрастанием роли Н., порождают в условиях
антагонистического общества многообразные и зачастую противоречивые
формы её мировоззренческой оценки. Полюсами таких оценок являются сциентизм
и антисциентизм. Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и общих
методов «точных» наук, объявление Н. высшей культурной ценностью, часто
сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной и мировоззренческой
проблематики как не имеющей познавательного значения. Антисциентизм,
напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности Н. в
решении коренных человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях
оценивает Н. как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном
влиянии на культуру. В противоположность сциентизму и антисциентизму марксистско-ленинское мировоззрение неразрывно связывает объективный научный подход с действенной гуманистической направленностью, выявляет средства преобразования природной и социальной действительности с помощью Н., учитывая при этом реальную значимость др. форм освоения мира, составляющих условия и предпосылки функционирования Н., и соединяя все их в интересах человека. Коренным образом различаются также буржуазные и марксистские взгляды на будущее Н. Буржуазная концепции исходят из абсолютизации отдельных сторон современной Н., некритически перенося их в будущее в неизменном или гипертрофированном виде. В рамках сциентизма Н. рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит «нерациональные» её области. Антисциентизм, напротив, обрекает Н. либо на вымирание, либо на вечное противостояние антропологически трактуемой человеческой сущности. Марксистско-ленинское мировоззрение, рассматривая современную Н. как исторически обусловленный способ производства и организации знаний, видит будущее Н. в преодолении границ между её отдельными отраслями, в дальнейшем обогащении содержания Н. методологическими элементами, в сближении Н. с др. формами духовного освоения мира, что создаст условия для формирования новой, единой Н. будущего, ориентированной на человека во всём богатстве проявлений его универсальной творческой способности по освоению и преобразованию действительности. «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 596). Такая Н. будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие элементы, будет соответствовать всеобщему универсальному характеру труда при коммунизме, непосредственной целью которого является всестороннее развитие человека как самоцели.
Лит.:
Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1—2
(см. указатель); его же, Экономические рукописи 1857—1859 годов, там
же, т. 46, ч. 1—2 (см. указатель); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т.
20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Полн. собр. соч.,
5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 404—406); Материалы XXIV съезда
КПСС, М., 1971; Бернал Дж. Д., Наука в истории общества, пер. с англ.,
М., 1956; Габриэльян Г. Г., Наука и ее роль в обществе, Ер., 1956;
Карпов М. М., Наука и развитие общества, М., 1961; Кедров Б. М.,
Классификация наук, кн. 1—2, М., 1961—65; Добров Г. М., Наука о науке,
К., 1966; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., Я М., 1966; Проблемы
исследования структуры науки, Новосибирск, 1967; Копнин П. В.,.
Логические основы науки, К., 1968; Организация научной деятельности,
М., 1968; Эффективность научных исследований. Сб. ст., пер. с франц. и
англ., М., 1968; Волков Г. Н., Социология науки, М., 1968; Научное
творчество. Сб. ст., М., 1969; И. С. Алексеев. | |
Просмотров: 992 | |
Всего комментариев: 0 | |