Обязан,
поскольку серьезно опасаюсь, как бы розовощекие авансы, выданные неделю
назад универсальной всеядности интеллект-карт, не ввели в искушение и
соблазн излишне доверчивых читателей, коим могло показаться, что новая
технология не только облегчает, упорядочивает и формализует процесс
мышления, но и оказывает прямое влияние на рождение новых идей.
Иллюзия эта тем более опасна и живуча, что сам Тони Бьюзен энергично
ее пропагандирует, разъезжая по городам и весям нашей планеты. Он
ставит акцент именно на эвристическое начало интеллект-карт: мол, наши
семинары научат вас не только структурировать, но и генерировать мысли.
Так вот, наш ответ Чемберлену: "Дудки!" Эвристика интеллект-карт -
это фикция и рекламная химера. Никакие интеллект-карты не научат вас а)
думать, б) думать оригинально. Англичанин Тони Бьюзен, как и полагается
честным позитивистам, ни бельмеса не понимает в иррациональной природе
творчества (единственно подлинной!). Да что там не понимает - он ее в
упор не видит и не признает. Вина тут вовсе не Бьюзена, а всей
взрастившей его англо-саксонской цивилизации, в которой никогда в
истории не случалось иррациональных прорывов духа: сплошные Филдинги,
Диккенсы и Ньютоны, расчет, технология и механицизм, и никогда - Якоб
Бёме, Мейстер Экхарт, Моцарт или Вивальди, Гойя или Иероним Босх. Зато
с избытком - триумф технологий и концепция денег как единственной
ценности в жизни и мерила человеческих достижений. Из этой же
одномерности растут, кстати, ноги и глобальной англо-саксонской
экспансии[Имеется в виду хозяйка Великобритания и ее послушный
дворецкий с "нюками" - дядюшка Сэм] с ее уникальным лицемерием и
двойными стандартами (когда не геноцид и оккупация, а "уроки
демократии"!). В ней же - слава всевышнему! - и залог неминуемого
самоуничтожения этой цивилизации.
Эк меня понесло! Ничего не попишешь - любимая тема. Списываем на
культур-повидло. В любом случае, мысль проста и прозрачна: используйте
интеллект-карты всегда и везде, где требуется формализация
мыслительного процесса - от принятия решения на семейном совете о
целесообразности получения бытового кредита до подготовки
аналитического отчета о перспективных методах безболезненной
странгуляции конкурентов по бизнесу. Используйте интеллект-карты для
написания журнальных писюлек про компьютерные программы, детективных
сценариев а-ля "Менты с разбитыми фонарями", романов-плагиатов в стиле
"Кода да Винчи" и прочих ремесленно-кассовых проектов. Используйте, но
помните: для создания "Мертвых душ", "Божественной комедии" и "Дона
Кихота" интеллект-карты не годятся. Тем более забудьте о гениальных
прорывах и откровениях, которыми соблазняет Тони Бьюзен потенциальных
участников своих семинаров, - цветные карандаши и каракули в стиле
L’art naїf не сделают из вас ни Анри Руссо, ни Пиросмани.
Вот
теперь точно всё - заканчиваем с теорией и переходим к практике.
Компьютерных программ для работы с интеллект-картами, обозванных нами
СКИ (софтверными когнитивными имитаторами), в мире наплодилась туева
хуча; мы, однако, рассмотрим лишь две из них: MindManager компании
Mindjet и ConceptDraw MindMap от Computer Systems Odessa Corp.
Изначально я планировал включить в обзор и MindMapper от SimTech
Systems, однако после углубленного изучения ConceptDraw MindMap пришел
к выводу, что программа кодостроителей из Одессы на голову превышает
все возможности MindMapper по общему вектору реализации теории
радиантного мышления.
Кстати, о векторе. Именно по нему пролегает водораздел между
главными группами СКИ. Вектор, объединяющий MindMapper и ConceptDraw
MindMap, предусматривает ортодоксальное следование "слову и букве
Пророка", выстраивая концепцию интеллект-карт в жестком соответствии с
правилами и законами, сформулированными Тони Бьюзеном. Все "священные
коровы", как-то: разножирные линии, разноцветные карандаши,
разновеликие шрифты и зарисовочки в стиле L’art naїf, представлены в
программах этого направления СКИ в первозданном виде, выдающем
трепетный пиетет перед первоисточником.
Сам "Первоисточник", между прочим, выступает противником
компьютерных реализаций своей теории, пропагандируя работу "вживую": на
листе ватмана размером с жилую комнату и с набором фломастеров.
Признавая сквозь зубы полезность чудо-девайсов информационного века в
общем и целом, Тони Бьюзен развенчивает компьютерные СКИ убедительным,
как ему представляется, аргументом: "В настоящий момент компьютерные
интеллект-карты пока не могут соревноваться с традиционными методами их
составления, которые обладают такими важными качествами, как подлинная
творческая "рукотворность", портативность и непритязательность в
отношении инструментария".
О фикции "подлинного творчества" интеллект-карт мы уже говорили, да
и вообще - на мякине нас не проведешь: просто-напросто компьютерные
программы оттяпывают у конторы Тони Бьюзена, специализирующейся на
организации "живых" семинаров и продаже книжек, краюху черствого хлеба
с паюсной икрой - вот и вся подоплека нелюбви (как тут не вспомнить
повальную клерикальную свистопляску вокруг "Кода да Винчи"?!).
Памятуя о "строгости" Мастера, разработчики программ первого вектора
(MindMap и MindMapper) попытались максимально развить "творческий
потенциал" теории интеллект-карт - линии "от руки", огромная библиотека
клипарта, призванная подменить собой пользовательский art naїf,
варьирование шрифтов. И надо признать, одесситы добились феноменального
успеха в этом направлении. Креативный инструментарий MindMap столь
разнообразен, что в какой-то момент и в самом деле хочется не
хладнокровно структурировать интеллект-карты, а рисовать поток
собственных мыслей. Что и требовалось доказать!
Поскольку у СКИ вектора №1 анонсирован приоритет креативного начала
в работе с интеллект-картами, то и интерфейс программы выстраивается по
принципу графического редактора. Скажем, в левой части основного окна
ConceptDraw MindMap располагается обширная библиотека клипарта и
символов, а справа - библиотека иконок и идиограмм (рис. 1, 2).
При этом спартанский набор функций текстового редактора
(традиционное форматирование, шрифты и т. п.) скромно ютится в нижней
части экрана, всем своим видом подчеркивая вторичность формы
относительно содержания (рис. 3).
Забегая вперед, скажу, что в СКИ второго вектора - условно назовем
его рациональным (в пику креативному) - акценты смещаются в прямо
противоположном направлении: рисование идей отходит на второй план, а
формализация и структурирование интеллект-карты выдвигается на первый.
Одна из блестящих находок ConceptDraw MindMap, позволяющая в
определенные моменты совершать поистине творческие прорывы, - это
возможность одной кнопкой глобально менять всю стилистику
интернет-карты. Выбирать можно либо из почти пятидесяти встроенных
стилей по умолчанию, либо из стилей, созданных пользователем в "ручном
режиме". Выглядит очень эффектно: на скриншотах - шаблонная
интеллект-карта "Изучение языка", модифицированная в стилях "Кактус",
"Облака" и "Опасность" (рис. 4–6).
Психологически выверенный подбор цвета и форм наделяет
интеллект-карту желаемой тональностью и придает ей неповторимое
настроение.
Да что там - не буду кривить душой! Конечно же, моя критика теории
Бьюзена антиномична и утрированна: даже если интеллект-карты сами по
себе не сочинят за вас "Преступление и наказание", у них есть шанс
(пусть даже один из тысячи!) создать такое настроение, задать такой
эмоционально-стилистический фон (цвет, формы - не хватает лишь звука!),
который (чем черт не шутит!), может, вызовет в вашем мозгу вспышку
божественного откровения.
Другое дело, что при наличии генетически заложенного потенциала
такая же гениальная вспышка пробьет вашу голову и без всяких
интеллект-карт! А когда потенциала нет, повторюсь, никакие карты не
помогут. Короче, разойдемся на том, что интеллект-карты, помимо
незаменимости в решении утилитарных псевдотворческих задач
(брейнсторминг, аналитика и т. п.), обладают еще и ярко выраженной
стимулирующей функцией для возбуждения реальных творческих импульсов.
Помимо очевидности выбора ConceptDraw MindMap всеми пользователями,
у которых креативное начало доминирует над рациональным, программа
предлагает "нашему" человеку еще два безусловных козыря: русский
интерфейс плюс солидный набор шаблонов интеллект-карт, обслуживающих
хоть и "общечеловеческие" ситуации (выбор профессии, нахождение идеи,
подготовка поездки, поиск квартиры, покупка автомобиля и т. п.), однако
"разруленные" в типично "наших" ментальных конструкциях - чего стоит
одна только "Наша свадьба" (рис. 7).
Через неделю завершим тему рассказом о Mindjet MindManager - лучшей программе рационального вектора СКИ.