Главная » Статьи » Справочный материал » Публикации в прессе

Софт для мозгов. Часть третья
Софт для мозгов. Часть третья
Автор: Сергей Голубицкий
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №22 от 15 июня 2006 года


1Обязан, поскольку серьезно опасаюсь, как бы розовощекие авансы, выданные неделю назад универсальной всеядности интеллект-карт, не ввели в искушение и соблазн излишне доверчивых читателей, коим могло показаться, что новая технология не только облегчает, упорядочивает и формализует процесс мышления, но и оказывает прямое влияние на рождение новых идей.

Иллюзия эта тем более опасна и живуча, что сам Тони Бьюзен энергично ее пропагандирует, разъезжая по городам и весям нашей планеты. Он ставит акцент именно на эвристическое начало интеллект-карт: мол, наши семинары научат вас не только структурировать, но и генерировать мысли.

Так вот, наш ответ Чемберлену: "Дудки!" Эвристика интеллект-карт - это фикция и рекламная химера. Никакие интеллект-карты не научат вас а) думать, б) думать оригинально. Англичанин Тони Бьюзен, как и полагается честным позитивистам, ни бельмеса не понимает в иррациональной природе творчества (единственно подлинной!). Да что там не понимает - он ее в упор не видит и не признает. Вина тут вовсе не Бьюзена, а всей взрастившей его англо-саксонской цивилизации, в которой никогда в истории не случалось иррациональных прорывов духа: сплошные Филдинги, Диккенсы и Ньютоны, расчет, технология и механицизм, и никогда - Якоб Бёме, Мейстер Экхарт, Моцарт или Вивальди, Гойя или Иероним Босх. Зато с избытком - триумф технологий и концепция денег как единственной ценности в жизни и мерила человеческих достижений. Из этой же одномерности растут, кстати, ноги и глобальной англо-саксонской экспансии[Имеется в виду хозяйка Великобритания и ее послушный дворецкий с "нюками" - дядюшка Сэм] с ее уникальным лицемерием и двойными стандартами (когда не геноцид и оккупация, а "уроки демократии"!). В ней же - слава всевышнему! - и залог неминуемого самоуничтожения этой цивилизации.

Эк меня понесло! Ничего не попишешь - любимая тема. Списываем на культур-повидло. В любом случае, мысль проста и прозрачна: используйте интеллект-карты всегда и везде, где требуется формализация мыслительного процесса - от принятия решения на семейном совете о целесообразности получения бытового кредита до подготовки аналитического отчета о перспективных методах безболезненной странгуляции конкурентов по бизнесу. Используйте интеллект-карты для написания журнальных писюлек про компьютерные программы, детективных сценариев а-ля "Менты с разбитыми фонарями", романов-плагиатов в стиле "Кода да Винчи" и прочих ремесленно-кассовых проектов. Используйте, но помните: для создания "Мертвых душ", "Божественной комедии" и "Дона Кихота" интеллект-карты не годятся. Тем более забудьте о гениальных прорывах и откровениях, которыми соблазняет Тони Бьюзен потенциальных участников своих семинаров, - цветные карандаши и каракули в стиле L’art naїf не сделают из вас ни Анри Руссо, ни Пиросмани.

2Вот теперь точно всё - заканчиваем с теорией и переходим к практике. Компьютерных программ для работы с интеллект-картами, обозванных нами СКИ (софтверными когнитивными имитаторами), в мире наплодилась туева хуча; мы, однако, рассмотрим лишь две из них: MindManager компании Mindjet и ConceptDraw MindMap от Computer Systems Odessa Corp. Изначально я планировал включить в обзор и MindMapper от SimTech Systems, однако после углубленного изучения ConceptDraw MindMap пришел к выводу, что программа кодостроителей из Одессы на голову превышает все возможности MindMapper по общему вектору реализации теории радиантного мышления.

Кстати, о векторе. Именно по нему пролегает водораздел между главными группами СКИ. Вектор, объединяющий MindMapper и ConceptDraw MindMap, предусматривает ортодоксальное следование "слову и букве Пророка", выстраивая концепцию интеллект-карт в жестком соответствии с правилами и законами, сформулированными Тони Бьюзеном. Все "священные коровы", как-то: разножирные линии, разноцветные карандаши, разновеликие шрифты и зарисовочки в стиле L’art naїf, представлены в программах этого направления СКИ в первозданном виде, выдающем трепетный пиетет перед первоисточником.

Сам "Первоисточник", между прочим, выступает противником компьютерных реализаций своей теории, пропагандируя работу "вживую": на листе ватмана размером с жилую комнату и с набором фломастеров. Признавая сквозь зубы полезность чудо-девайсов информационного века в общем и целом, Тони Бьюзен развенчивает компьютерные СКИ убедительным, как ему представляется, аргументом: "В настоящий момент компьютерные интеллект-карты пока не могут соревноваться с традиционными методами их составления, которые обладают такими важными качествами, как подлинная творческая "рукотворность", портативность и непритязательность в отношении инструментария".

О фикции "подлинного творчества" интеллект-карт мы уже говорили, да и вообще - на мякине нас не проведешь: просто-напросто компьютерные программы оттяпывают у конторы Тони Бьюзена, специализирующейся на организации "живых" семинаров и продаже книжек, краюху черствого хлеба с паюсной икрой - вот и вся подоплека нелюбви (как тут не вспомнить повальную клерикальную свистопляску вокруг "Кода да Винчи"?!).

Памятуя о "строгости" Мастера, разработчики программ первого вектора (MindMap и MindMapper) попытались максимально развить "творческий потенциал" теории интеллект-карт - линии "от руки", огромная библиотека клипарта, призванная подменить собой пользовательский art naїf, варьирование шрифтов. И надо признать, одесситы добились феноменального успеха в этом направлении. Креативный инструментарий MindMap столь разнообразен, что в какой-то момент и в самом деле хочется не хладнокровно структурировать интеллект-карты, а рисовать поток собственных мыслей. Что и требовалось доказать!

Поскольку у СКИ вектора №1 анонсирован приоритет креативного начала в работе с интеллект-картами, то и интерфейс программы выстраивается по принципу графического редактора. Скажем, в левой части основного окна ConceptDraw MindMap располагается обширная библиотека клипарта и символов, а справа - библиотека иконок и идиограмм (рис. 1, 2).

3

При этом спартанский набор функций текстового редактора (традиционное форматирование, шрифты и т. п.) скромно ютится в нижней части экрана, всем своим видом подчеркивая вторичность формы относительно содержания (рис. 3).

Забегая вперед, скажу, что в СКИ второго вектора - условно назовем его рациональным (в пику креативному) - акценты смещаются в прямо противоположном направлении: рисование идей отходит на второй план, а формализация и структурирование интеллект-карты выдвигается на первый.

Одна из блестящих находок ConceptDraw MindMap, позволяющая в определенные моменты совершать поистине творческие прорывы, - это возможность одной кнопкой глобально менять всю стилистику интернет-карты. Выбирать можно либо из почти пятидесяти встроенных стилей по умолчанию, либо из стилей, созданных пользователем в "ручном режиме". Выглядит очень эффектно: на скриншотах - шаблонная интеллект-карта "Изучение языка", модифицированная в стилях "Кактус", "Облака" и "Опасность" (рис. 4–6).

4
5
6

Психологически выверенный подбор цвета и форм наделяет интеллект-карту желаемой тональностью и придает ей неповторимое настроение.

Да что там - не буду кривить душой! Конечно же, моя критика теории Бьюзена антиномична и утрированна: даже если интеллект-карты сами по себе не сочинят за вас "Преступление и наказание", у них есть шанс (пусть даже один из тысячи!) создать такое настроение, задать такой эмоционально-стилистический фон (цвет, формы - не хватает лишь звука!), который (чем черт не шутит!), может, вызовет в вашем мозгу вспышку божественного откровения.

Другое дело, что при наличии генетически заложенного потенциала такая же гениальная вспышка пробьет вашу голову и без всяких интеллект-карт! А когда потенциала нет, повторюсь, никакие карты не помогут. Короче, разойдемся на том, что интеллект-карты, помимо незаменимости в решении утилитарных псевдотворческих задач (брейнсторминг, аналитика и т. п.), обладают еще и ярко выраженной стимулирующей функцией для возбуждения реальных творческих импульсов.

Помимо очевидности выбора ConceptDraw MindMap всеми пользователями, у которых креативное начало доминирует над рациональным, программа предлагает "нашему" человеку еще два безусловных козыря: русский интерфейс плюс солидный набор шаблонов интеллект-карт, обслуживающих хоть и "общечеловеческие" ситуации (выбор профессии, нахождение идеи, подготовка поездки, поиск квартиры, покупка автомобиля и т. п.), однако "разруленные" в типично "наших" ментальных конструкциях - чего стоит одна только "Наша свадьба" (рис. 7).

7

Через неделю завершим тему рассказом о Mindjet MindManager - лучшей программе рационального вектора СКИ.

Категория: Публикации в прессе | Добавил: trofusha (24.08.2010)
Просмотров: 1398 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]