Главная » Статьи » Справочный материал » Энциклопедия |
Закономерности и тенденции развития науки.
Более чем двухтысячелетняя история Н. отчётливо обнаруживает ряд общих
закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 Ф. Энгельс
сформулировал положение об ускоренном росте Н. «... Наука движется
вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от
предшествующего поколения...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 1, с.
568). Как показали современные исследования, это положение может быть
выражено в строгой форме экспоненциального закона, характеризующего
возрастание некоторых параметров Н., начиная с 17 в. Так, объём научной
деятельности удваивается примерно каждые 10—15 лет, что находит
выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной
информации, а также числа людей, занятых в Н. По данным ЮНЕСКО, за
последние 50 лет (до начала 70-х гг.) ежегодное увеличение числа
научных работников составляло 7%, в то время как численность всего
населения возрастала лишь на 1,7% в год (в 70-е гг. показатели роста Н.
в США и некоторых др. капиталистических странах стали уменьшаться —
начал обнаруживаться эффект так называемого насыщения Н.). В результате
число ныне живущих учёных и научных работников составляет свыше 90% от
общего числа учёных за всю историю Н. Развитию Н. свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат Н. входит неотъемлемой частью в её общий фонд, не перечёркиваясь последующими успехами познания, а лишь переосмысляясь и уточняясь. Преемственность Н. приводит к единой линии её поступательного развития и необратимому его характеру. Она обеспечивает также функционирование Н. как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами. Процесс развития Н. находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру Н. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм — фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т. е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Например, для античного стиля мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; Н. нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная Н. характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития Н., что приводит время от времени к научным революциям, т. е. радикальной смене основных компонентов содержательной структуры Н., к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов Н. Чередование экстенсивных и революционных периодов развития, характерное как для Н. в целом, так и для отдельных её отраслей, рано или поздно находит своё выражение также и в соответствующих изменениях форм организации Н. Всю историю Н. пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции; освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации Н., к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции Н. Первоначально новые отрасли Н. формировались по предметному признаку — сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной Н. становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретической или практической проблемы. Так возникло значительное количество стыковых (пограничных) Н. типа биофизики и т.п. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации Н., но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщённых научных дисциплин. Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям Н. выполняют философия, которая обобщает научную картину мира, а также отдельные научные дисциплины типа математики, логики, кибернетики, вооружающие Н. системой единых методов. | |
Просмотров: 1942 | |
Всего комментариев: 0 | |