ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог,
психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д-р медицины (1881),
профессор Венского унта (1902—1938). Поч. д-р права университета Кларка
(1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского
психоаналитического общества. Ред. журнала "International journal of
psychoanalysis". Образование получил в Венском ун-те, куда поступил в
1873 г. (д-р медицины, 1881). С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории
физиологии животных. Проводил исследования по анатомии и физиологии НС.
После получения степени д-ра медицины работал в качестве клинического
невролога, а с 1902 г. — в качестве профессора Венского ун-та. В 1938
г., после захвата фашистами Австрии, эмигрировал в Великобританию.
Вместе с И. Брейером опубликовал в 1890-х гг. работы о происхождении
истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза.
Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к
выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые
больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают
патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти,
эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в
организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни,
образуемому мощными влечениями, прежде всего сексуальными (либидо). В
работах "Исследования истерии" (1895, совм. с И. Брейером) и
"Толкование сновидений" (1900, 1913) выдвинул основные положения
психоанализа как концепции личности и техники лечения
нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику
расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к
выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их
осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф.
выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный.
Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной
энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые
без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не
является пассивным отражением того, что происходит в сфере
бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном
необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема
применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена
на некоторые обычные проявления психической жизни — обмолвки, шутки,
описки, провалы памяти и др. ("Психопатология обыденной жизни", 1901,
1910). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь
"цензуру" сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах,
являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для
личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период
развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный
инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная,
фаллическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы
найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в
поздний период ее жизни. Особое место отводилось "Эдипову комплексу".
Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования
индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что
и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены
сексуальные комплексы. В структуре личности Ф. выделял три
взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий,
отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее
психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф.
сосредоточился на социокультурных проблемах ("Будущность одной
иллюзии", 1927, 1930; "Цивилизация и недовольные ею", 1929, "Моисей и
монотеизм", 1939). Ф. автор многочисленных трудов, переведенных на
многие языки, в рус. пер. издано: "Психопатология обыденной жизни", М.,
1910; "Толкование сновидений", М., 1913; "Лекции по введению в
психоанализ", т. 1—2, М., 1922, 2001; "Тотем и табу", М., 1923, 1998;
"Основные психоаналитические теории в психоанализе". М. — Пг., 1923; "Я
и Оно", М., 1924; "Остроумие и его отношение к бессознательному", М.,
1925; "Психология масс и анализ человеческого Я", М., 1925; "Очерки по
психологии сексуальности", М., 1989; "Будущее одной иллюзии" / в кн.
"Сумерки богов", М., 1989; "Ввеление в психоанализ. Лекции", М.,:
Наука, 1989; и др.
|