Главная » Статьи » Психология » История психологии в лицах

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д-р медицины (1881), профессор Венского унта (1902—1938). Поч. д-р права университета Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского психоаналитического общества. Ред. журнала "International journal of psychoanalysis". Образование получил в Венском ун-те, куда поступил в 1873 г. (д-р медицины, 1881). С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных. Проводил исследования по анатомии и физиологии НС. После получения степени д-ра медицины работал в качестве клинического невролога, а с 1902 г. — в качестве профессора Венского ун-та. В 1938 г., после захвата фашистами Австрии, эмигрировал в Великобританию. Вместе с И. Брейером опубликовал в 1890-х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего сексуальными (либидо). В работах "Исследования истерии" (1895, совм. с И. Брейером) и "Толкование сновидений" (1900, 1913) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм путем их осознания дает положительный врачебный эффект. В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии. Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема применялась к объяснению клинических фактов, затем она была перенесена на некоторые обычные проявления психической жизни — обмолвки, шутки, описки, провалы памяти и др. ("Психопатология обыденной жизни", 1901, 1910). Во всех случаях предполагалось, что либидо прорывается сквозь "цензуру" сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома. Считалось, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фаллическая). Задача усматривалась в выявлении этих фаз, с тем чтобы найти источник сексуальных нарушений, вызывающих у личности невроз в поздний период ее жизни. Особое место отводилось "Эдипову комплексу". Продолжая практику психотерапевта, Ф. обратился от исследования индивидуального поведения к истории человеческой культуры, полагая, что и в ней (мифах, памятниках литературы и искусства) воплощены сексуальные комплексы. В структуре личности Ф. выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я, выступая против теорий, отождествлявших личность с ее сознанием и самосознанием или с ее психофизиологическими особенностями. В поздний период творчества Ф. сосредоточился на социокультурных проблемах ("Будущность одной иллюзии", 1927, 1930; "Цивилизация и недовольные ею", 1929, "Моисей и монотеизм", 1939). Ф. автор многочисленных трудов, переведенных на многие языки, в рус. пер. издано: "Психопатология обыденной жизни", М., 1910; "Толкование сновидений", М., 1913; "Лекции по введению в психоанализ", т. 1—2, М., 1922, 2001; "Тотем и табу", М., 1923, 1998; "Основные психоаналитические теории в психоанализе". М. — Пг., 1923; "Я и Оно", М., 1924; "Остроумие и его отношение к бессознательному", М., 1925; "Психология масс и анализ человеческого Я", М., 1925; "Очерки по психологии сексуальности", М., 1989; "Будущее одной иллюзии" / в кн. "Сумерки богов", М., 1989; "Ввеление в психоанализ. Лекции", М.,: Наука, 1989; и др.



Категория: История психологии в лицах | Добавил: trofusha (14.05.2009)
Просмотров: 974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]