Содержание
персонифицированного историографического и
структурно-хронотопологического анализа развития психологии
(информационно-аналитического указателя)
I. Развитие психологии как науки
1. Историко-философские основания психологии
1.1. Психологические представления в доклассической философии
1.2. Психологические представления в классической античной философии (космоцентризм)
1.3. Психологические представления в религиозной философии
1.3.1. Дохристианские культы
1.3.2. Христианская философия
1.3.2.1. Догматика
1.3.2.2. Волюнтаризм и этика
1.3.2.3. Дуализм
1.3.3. Психологические представления в русской христианской философии (XIX-XX вв.). Экуменизм
1.3.4. Персонализм (концепция человека в христианской психологии)
1.3.5. Проблемы русского религиозного сознания
1.3.6. Религиозно-психологические представления зарубежной философии (XVI-XIX вв.)
1.3.7. Трактовка души в религиозной философии и психологии
1.4. Психологические представления в научной философии Нового времени (XVI-XVIII вв.)
1.4.0. Дифференциация и систематизация естественнонаучного знания
1.4.1. Метафизический, естественнонаучный материализм (XVI-XVIII вв.) как основание психологии
1.4.1.1. Эмпиризм - учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний
1.4.1.1.1. Английский материализм. Учение о науке и ее методах
1.4.1.1.2. Механистический материализм (систематизация материализма Ф. Бэкона)
1.4.1.2. Материалистический сенсуализм
1.4.1.3. Рационализм
1.4.1.3.1. Рационалистическая метафизика и дуализм
1.4.1.3.2. Учение о логическом монизме
1.4.1.4. Деистический материализм
1.4.1.5. Материалистические идеи в философии и психологии Просвещения (XVIII в.)
1.4.1.5.1. Деистические воззрения в Просвещении
1.4.1.5.2. Материалистическая система воззрений, отрицающая существование Бога и религию вообще
1.4.1.5.3. Вера во всесилие человеческого разума и его способность выявить исходные причины социального зла и неправды
1.4.1.6. Предпосылки возникновения философии марксизма
1.4.1.6.1. Естественнонаучные открытия как предпосылки философии марксизма
1.4.2. Психологические представления в учениях идеалистической философии (XVI-XVIII вв.)
1.4.2.1. Объективный идеализм. Идеи для психологии
1.4.2.1.1. Учение о бытии в форме учения о субстанциях и монадах
1.4.2.1.2. Спиритуализм как монистическая система философии
1.4.2.1.3. Об онтологии Гегеля
1.4.2.2. Субъективный идеализм. Идеи для психологии (XVI-XVIII в.)
1.4.2.2.1. Учение, отрицающее существование материи (физической субстанции)
1.4.2.2.2. Основные принципы новоевропейского агностицизма
1.4.2.3. Концепция дуализма в немецкой философии конца XVIII в.
1.4.2.3.1. Учение о явлениях и вещах (критика чистого разума)
1.5. Развитие в психологии идей постклассической философии (XIX-XX вв.)
1.5.1. Идеи эмпиризма и рационализма в психологии (XIX-XX вв.)
1.5.1.1. Эмпиризм в психологии
1.5.1.2. Концепция конкретного идеализма в противовес эмпиризму и рационализму
1.5.1.3. Концепция "природного эксперимента"
1.5.1.4. Неорационализм
1.5.1.5. Психологизм
1.5.2. Ассоциационизм. Использование его принципов в психологии (XIX-XX вв.)
1.5.3. Позитивизм (XIX-XX вв.)
1.5.3.1. Классический позитивизм
1.5.3.2. Эмпириокритицизм (махизм)
1.5.4. Неокантианство (XIX - начало XX вв.)
1.5.5. Марксистская методология в психологии (XX вв.)
1.5.6. Иррационализм (XVIII-XX вв.)
1.5.6.1. Концепции и школы иррационализма
1.5.6.1.1. Объективно-идеалистическое направление иррационализма
1.5.6.1.2. Субъективно-идеалистическое направление иррационализма
1.5.6.1.3. Волюнтаризм
1.5.6.1.4. Релятивистское направление иррационализма
1.5.6.1.4.1. Философия жизни (интуитивизм)
1.5.7. Герменевтика - учение о понимании и толковании текстов
1.5.8. Прагматизм - субъективно-идеалистическое направление в философии и психологии США (XIX-XX вв.)
1.5.8.1. Прагматицизм (ранний прагматизм)
1.5.8.2. Система прагматизма в психологии
1.5.8.3. Логика прагматизма - инструментализм
1.5.8.4. Инструментальная природа сознания
1.5.8.5. Социальная теория прагматизма
1.5.9. Концепции и школы иррационализма, связанные с реакцией на марксизм
1.5.9.1. Экзистенциализм (философия существования)
1.5.9.2. Гуманистическая психология
1.5.9.3. Трансперсональная психология 1.5.9.4 Глубинная психология1.5.10. Неопозитивизм (логический позитивизм Б. Рассела или аналитическая философия)
1.5.11. Структурализм - комплекс направлений в гуманитарном знании XX в.
1.5.11.1. Экспериментальная психология с позиций структурализма
1.5.11.2. Структурный психоанализ
1.5.11.3. Структурная антропология и социология
1.5.12. Идеи постмодернизма в философии и психологии XX в. .
1.5.12.1. Учение о бессознательных психических процессах и мотивации
1.5.12.2. Учение о человеческом существовании
1.5.13. Феноменология
1.5.14. Гносеология (философия и психология познания)
1.5.15. Концепции когнитивной психологии
2. Биологические и физиологические учения как основание различных направлений психологии
2.1. Витализм
2.2. Эволюционизм
2.3. Сравнительная психология (психобиология) и бихевиоризм
2.4. Функционализм
2.5. Учения и теории физиологии
2.6. Концепции и теории психофизиологии и нейропсихологии
2.7. Рефлексология (объективная психология)
2.8. Концепции и теории медицинской психологии
2.9. Концепции и теории психогенетики
3. Естественнонаучные теории и учения как основания психологии
3.1. Методология науки как основание методологии психологии
3.2. Методологические подходы к организации исследований в психологии
3.2.1. Холистический подход
3.2.2. Ассоциативный подход
3.2.3. Генетический подход
3.2.4. Деятельностный подход
3.2.5. Функциональный подход
3.2.6. Проективный подход в психологических исследованиях
3.2.7. Культурно-исторический подход
3.2.8. Гуманистический подход
3.2.9. Системный подход
3.2.10. Акмеологический подход (в различных видах трудовой деятельности)
3.2.11. Бихевиористский подход
3.2.12. Информационный подход (в исследовании познавательных процессов)
4. История психологии и ее научных школ
4.1. История создания психологических организаций
4.2. История отечественной и зарубежной психологии
4.3. Научные школы в психологии
4.3.1. Отечественные научные школы
4.3.2. Зарубежные научные школы
5. Общая психология как фундаментальная научная дисциплина
5.1. Методологические и теоретические основания общей психологии
5.2. Методологические принципы психологических исследований
5.3. Представления о предмете психологии
5.4. Общепсихологические методы и модели (математическая психология)
5.4.1. Субъективный метод (интроспекция)
5.4.2. Объективный метод (наблюдение)
5.4.3. Психологическая хронометрия (время реакции)
5.4.4. Метод эксперимента
5.4.5. Психометрия (измерения в психологии)
5.4.6. Моделирование
5.4.7. Математические методы
5.5. Базовые научные проблемы общей психологии
5.5.1. Психофизическая проблема
5.5.2. Психофизический параллелизм
5.5.3. Психофизиологическая проблема
5.5.4. Физиологический идеализм
5.5.5. Психофизический закон всеобщих признаков одушевлённости
5.5.6. Проблема природы сознания и психического
5.5.7. К проблеме природы мышления и речи
5.5.8. Концепция психофизического изоморфизма
5.5.9. Проблема субъекта и объекта
5.5.10. Проблемы развития психики
5.6. Категориальные системы и язык общей психологии
5.7. Психика как категория и предмет исследования
5.8. Сознание как категория и предмет исследования
5.9. Исследование бессознательного психического
5.10. Деятельность как категория и предмет исследования
5.11. Поведение как предмет исследований. Теории и концепции
5.11.1. Исследование поведения человека
5.11.2. Бихевиористские концепции исследования поведения
5.11.3. Необихевиоризм
5.11.4. Психофизиологические механизмы поведения
5.11.5. Психологические механизмы поведения и деятельности
5.11.5.1. Мотивация
5.11.5.2. Установка
5.11.5.3. Внимание
5.12. Регулятивные процессы психики как предмет исследования
5.12.0. Теоретические концепции психических процессов
5.12.1. Потребности. Мотивы. Влечения
5.12.2. Воля
5.12.3. Эмоции
5.12.4. Чувства
5.12.5. Переживания
5.12.6. Психические состояния
II. Направления психологии. Дифференциация психологического знания
6. Конкретные направления общей психологии
6.1. Теоретическая психология
6.2. Экспериментальная психология
6.2.1. Основания и истоки экспериментальной психологии
6.2.2. История экспериментальной психологии
6.2.3. Методы экспериментальной психологии
6.2.4. Психологические приборы
6.3. Психофизика ощущений
6.4. Когнитивная психология
6.4.0. Концепции когнитивной психологии
6.4.1. Восприятие
6.4.1.1. Теория и методология исследований восприятия
6.4.1.2. Зрительное восприятие
6.4.1.3. Образное восприятие и представления
6.4.1.4. Гештальпсихология
6.4.1.5. Слуховое восприятие
6.4.1.6. Восприятие времени и пространства
6.4.1.7. Восприятие движения
6.4.1.8. Тактильное восприятие
6.4.1.9. Восприятие человека человеком
6.4.2. Экстрасенсорное восприятие (парапсихология)
6.4.3. Память
6.4.3.1. Теории, концепции и методология исследований памяти
6.4.3.2. Исследование видов памяти и процесса запоминания
6.4.4. Мышление
6.4.4.1. Теории, концепции и методы исследования мышления
6.4.4.2. Информационные концепции мышления, компьютеризация
6.4.4.3. Исследование мышления разных видов
6.4.4.4. Воображение
6.4.5. Психология интеллекта
6.4.5.1. Теории и концепции интеллекта
6.4.5.2. Методы измерения интеллекта
6.4.5.3. Искусственный интеллект
6.4.6. Интуиция
6.5. Психология творчества
6.6. Психолингвистика
6.6.1. Психосемантика
6.6.2. Психология речи
6.6.3. Психология языка
6.7. Зоопсихология (этология)
6.7.1. Исследование поведения животных
6.7.2. Научение и подражание у животных
6.7.3. Методы зоопсихологии
6.7.4. Этология человека
6.8. Психофизиология
6.8.1. Базовые теории и концепции психофизиологии
6.8.2. Психофизиология ощущений (чувствительность)
6.8.3. Психофизиология поведения
6.8.4. Сравнительная психофизиология
6.8.5. Психофизиология функциональных состояний
6.8.6. Психофизиология и психогенетика
6.8.7. Дифференциальная психофизиология
6.8.8. Методы психофизиологии
6.8.9. Нейрофизиология
6.8.10. Высшая нервная деятельность (ВНД)
6.8.11. Физиология нервной системы (НС). Строение, свойства, функции
6.8.12. Мозг. Структура, функции, механизмы деятельности
6.9. Нейропсихофизиология
6.9.1. Высшие психические функции (ВПФ)
6.9.2. Реабилитация нарушений высших психических функций
6.9.3. Методы нейропсихофизиологии
6.10. Психология личности
6.10.1. Теоретические и методологические подходы к исследованию личности
6.10.2. Определение понятия "личность". "Я"-концепции
6.10.3. Учения и концептуальные теории психологии личности
6.10.4. Факторные теории и модели личности
6.10.5. Концепции исследования черт (диспозиций) личности и отдельных её свойств
6.10.6. Концепции исследования мотивов, потребностей, влечений личности
6.10.7. Концепции исследования структуры личности
6.10.8. Развитие личности
6.10.9. Личностные типологии. Характер. Темперамент
6.10.9.1. Характерология
6.10.9.2. Темперамент
6.10.9.3. Личностная типология
6.10.10. Методы исследования личности
6.10.10.1. Проективные методы
6.10.10.2. Тесты, опросники, шкалы
6.10.10.3. Методы наблюдения и естественного эксперимента
6.10.10.4. Лингвистические и описательные методы
6.11. Дифференциальная психология
6.11.1. Концепции психологии индивидуальных различий
6.11.2. Психология способностей
6.11.3. Одарённость
6.11.4. Методы дифференциальной психологии
6.11.4.1. Методы исследования умственного развития
6.11.4.2. Методы исследования общих и специальных способностей. Креативность
6.11.4.3. Методы исследования творческих способностей и одаренности
6.12. Консультативная психология и неклиническая психотерапия
6.12.1. Психологическое консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия
6.12.2. Психология семьи, консультирование и семейная психотерапия
III. Развитие прикладных практико-ориентированных направлений психологии
7. Психодиагностика
7.1. Концепции и методология психодиагностики
7.2. Психометрика (методы измерения в психологии)
7.3. Психодиагностика интеллекта
7.3.1. Концепции исследования интеллекта
7.3.2. Тесты интеллекта
7.3.3. Диагностика общих и специальных способностей, креативности и одарённости
7.3.4. Диагностика умственного развития
7.4. Математические методы психодиагностики
7.5. Психодиагностика личности
7.5.0. Психодиагностика личности. Введение в проективную психологию
7.5.1. Проективные методы
7.5.2. Тесты, опросники, шкалы
7.5.3. Лингвистические и описательные методы психодиагностики личности
8. Медицинская психология
8.1. Методология медицинской психологии. Теории, концепции и методы
8.2. Психосоматика
8.3. Нейропсихология
8.4. Патопсихология
8.4.1. Теории и концепции патопсихологии
8.4.2. Неврозы
8.4.3. Фобии
8.4.4. Депрессии
8.4.5. Патопсихология личности
8.4.6. Сексопатология
8.5. Психопатология
8.5.1. Теории и концепции психопатологии
8.5.2. Психопатологические синдромы
8.5.2.1. Шизофрения
8.5.2.2. Аутизм
8.5.2.3. Паранойя
8.5.2.4. Психозы
8.5.2.5. Истерия
8.6. Судебная психиатрия
8.7. Гуманизация отношения к психически больным людям
8.8. Методы психопатологии
8.9. Психофармакология
8.10. Психология здоровья
9. Клиническая психология
9.1. Клиническая психотерапия
9.1.1. Концепции, теории и методология клинической психологии и психотерапии
9.1.2. Подготовка клинических психологов и психотерапевтов
9.1.3. Направления и виды психотерапии
9.1.4. Методы клинической психотерапии
9.1.5. Психоанализ - его основания (психодинамическая модель), направления и практика
9.1.5.1. Психоаналитическое учение и его концептуальный анализ
9.1.5.2. Концепции структуры личности в психоаналитическом учении
9.1.5.3. Психические процессы с позиций психоанализа
9.1.5.4. Психотерапия неврозов с позиций психоанализа
9.1.5.5. Развитие психоаналитического учения
9.1.5.6. Эго-психология
9.1.5.7. Экзистенциальный психоанализ
9.1.5.8. Неофрейдизм
9.1.5.9. Практика психоаналитической терапии
9.1.5.10. Методы психоанализа
9.1.5.11. Детский психоанализ
9.1.5.12. Психоанализ и религия
9.2. Гендерная психология (психология пола)
9.2.1. Психология пола и половых различий
9.2.2. Психология женщин
9.2.3. Психология мужчин
9.3. Сексология
10. Психология развития
10.1. Теории, концепции и методология психологии развития
10.2. Сравнительная психология
10.3. Психология возрастного развития
10.4. Психология интеллектуального развития
10.5. Когнитивизм в психологии развития
10.6. Генетическая и эволюционная эпистемология
10.7. Психология развивающих игр
10.8. Методы психологии возрастного развития
11. Педагогическая психология
11.1. Психология образования
11.1.1. Организационные структуры в сфере образования
11.1.2. Подготовка психологов в системе образования
11.1.3. Теории, концепции, методологические подходы в психологии образования
11.1.4. Концепции образовательных программ
11.2. Психология обучения и его виды
11.2.1. Теории, концепции и методология обучения
11.2.2. Программированное обучение
11.2.3. Эффективность обучения и педагогическая оценка
11.2.4. Психология преподавания
11.2.5. Психология обучаемости
11.2.6. Психология научения
11.3. Методическая работа в педагогической психологии
11.4. Прикладная педагогическая психология
11.5. Психология педагогического мастерства
11.6. Педология, реактология, рефлексология
11.7. Антропологический подход в педагогической психологии
11.8. Психология воспитания
11.9. Этика, нравственность, мораль
11.10. Специальная психология и коррекционная педагогика
11.10.1. Теории, концепции и методология специальной психологии
11.10.2. Умственная отсталость (олигофренопсихология)
11.10.3. Психология слепоглухих детей (тифлосурдопсихология)
11.10.4. Психология глухих детей (сурдопсихология)
11.10.5. Психология речевых нарушений
12. Социальная психология
12.1. Предмет, теории и концепции социальной психологии
12.2. Психология групп. Групповые процессы, групповая динамика
12.3. Межличностные отношения, воздействия и влияние в социальных группах
12.4. Социальная психология поведения
12.5. Социальная психология личности. Теории и концепции
12.6. Социальное познание и социальная перцепция
12.7. Психология общения
12.8. Методы социальной психологии
12.9. Прикладная социальная психология. Консультирование, групповые тренинги
12.10. Психология управления
12.11. Политическая психология
12.12. Юридическая психология
12.13. Экономическая психология
13. Инженерная психология
13.1. Концепции, проблемы и направления инженерной психологии
13.2. Эргономика
14. Экологическая психология
15. Психология труда
15.1. Концепции и теории психологии труда
15.2. Профессиональная ориентация и профконсультирование
15.3. Пр
|