Главная » Статьи » Психология » Психологические направления и школы

Клиническая психология. Словарь,Психосинтез

Психосинтез — метод психотерапии, опирающийся на теорию, разработанную итальянским психологом АССАДЖИОЛИ (Assagioli) Роберто Теория П., в свою очередь, опираясь на идеи и работы П. Жане, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера и др., представляет собой динамическую концепцию психической жизни человека (непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать между собой и использовать). Познавая свой внутренний мир, человек может стать хозяином своей жизни, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу.

Концепцию Ассаджиоли можно представить в виде следующей модели. (1) В низшее бессознательное входят простейшие формы психической жизни, управляющие жизнью тела: основные влечения, примитивные побуждения, "комплексы", образы кошмарных сновидений и фантазий; низшие, неконтролируемые парапсихические процессы, фобии, мании и т. п. (2) Среднее бессознательное представлено элементами, сходными с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного опыта, здесь же зарождаются плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения, которые позднее проявятся в свете сознания. (3) Высшее бессознательное или сверхсознательное представляет собой область откуда человеку являются высшие формы интуиции и вдохновения, высшие чувства (например, альтруистическая любовь), здесь же таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии. (4) Поле сознания очерчивает непосредственно сознаваемую часть личности: непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, влечений, доступных самонаблюдению, анализу и оценке. (5) Сознательное "я" представляет собой точку чистого самосознания, центр индивидуального сознания. Это не "поток мыслей", а смысловой и содержательный стержень сознания личности. (6) Высшее "Я" — существующее над сознательным "я" истинное Я, постоянный центр, из которого "я" возвращается в сознание (например, после сна, обморока, наркоза и т. п.). "Я" пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию; оно является синтезирующим центром, к которому должно стремиться личное, сознательное "я", являющееся отражением Я, "проекцией" его на поле личности. (7) Коллективное бессознательное близко к определению, даваемому К. Юнгом. Между людьми и психической средой (коллективным бессознательным) постоянно протекают процессы "психического осмоса", обеспечивая взаимное влияние.

Данная концепция структуры внутреннего мира человека включает, согласует и сводит воедино результаты различных наблюдений и экспериментов, позволяет полнее и глубже понять конфликты и проблемы индивидуальной жизни, указывает на средства их разрешения и предлагает путь освобождения от рабства неосознаваемых комплексов, иллюзий, фантазмов, внешних влияний и т. п. Задача эта в П. решается посредством глубокого познания своей личности, контролем над различными ее элементами, постижением своего истинного Я, через выявление или создание объединяющего центра. На конечной стадии П. идет формирование или перестройка личности вокруг нового центра. В П. применяется множество методик психологического воздействия, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем — на гармонизацию ее отношений с "Я" и все более полное объединение с ним. Эти две фазы Ассаджиоли называет "личностным" и "духовным" П.

Слово П. и сходные с ним выражения встречается у многих психологов и психиатров. Так П. Жане говорит о "ментальном синтезе", З. Фрейд — о "синтезирующей функции эго". Однако "синтез" для них означает "восстановление состояния, предшествующего расщеплению, то есть диссоциации психических процессов в результате психологической травмы или серьезного конфликта". К. Юнг, Карузо, Стокер, Э. Кречмер и др. пользуются словами "синтез, психосинтез, синтез существования и синтетическая психотерапия" в более широком смысле, подразумевая развитие целостной, гармоничной личности, в том числе не только ее сознательной, но и бессознательной частей. Р. Ассаджиоли в понятие П. включает все идеи вышеупомянутых авторов, а сама его концепция является более определенной и технологичной. При ее разработке он опирался на данные психосоматической медицины, психологии религии, исследования надсознательного и его проявлений в форме интуиции и озарения, гениальности, творческой деятельности (работы Бака по космическому сознанию, П. Д. Успенского, У. Холла, А. Маслоу и др). Его внимание привлекли также работы по парапсихологии, начало которым положили классические исследования "подпорогового Я" Майерса и которые получили дальнейшее развитие в трудах У. Джемса, Лодж, Ш. Риши, Д. Райн и др. (они засвидетельствовали существование сверхнормальных психофизических способностей, таких как внечувственное восприятие, ясновидение, телепатия, телекинез; ими были собраны также материалы о жизни после смерти).

В своем подходе Ассаджиоли опирался и на восточную психологию, особенно на древние и современные индийские учения, а также на холлистический подход к человеку и психологию личности. Социальная психология и психиатрия, а также антропологическое изучение человека, включавшее в себя различные независимые направления, привлекались Ассаджиоли для построения концепции П. Здесь можно указать на работы Г. Салливана с его "Межличностной теорией психиатрии", К. Левина и исследователей групповой динамики из Мичиганского университета, работы П. Сорокина об альтруистической любви, антропологический подход М. Мид с ее этнографическими исследованиями детства ("Преемственность в эволюции культуры") и т. д.

Технологические разработки концепции П. опирались на так называемые "Активные методы лечения и развития личности", к которым относились гипноз, внушение и самовнушение, применявшиеся представителями двух "Нансийских школ" (Льебо, И. Бернгейм, Э. Куэ, Д. Болдуин), аутогенная тренировка И. Шульца, "пробужденный сон" Дезуаля, рациональный подход Х. Эллиса и Харпера, медитативный метод Хаппиха, психодрама Дж. Морено и другие формы групповой психотерапии, например, Баха и Э. Берне. Кроме того, использовались методы развития отдельных психических функций — памяти, мышления, воображения и воли. В зависимости от области и цели применения, П. может служить: 1) методом психического развития и самопостижения для тех, кто не хочет больше принимать пассивное участие в игре собственных психических сил и решил стать хозяином своей жизни; 2) методом лечения психических и психосоматических расстройств; 3) методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию способностей человека, но и помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную и эффективную личность. Индивидуальный П. АССАДЖИОЛИ (Assagioli) Роберто рассматривает как частный случай более широкого принципа, всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза.

Категория: Психологические направления и школы | Добавил: trofusha (15.05.2009)
Просмотров: 1451 | Теги: Психосинтез | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]