Главная » Статьи » Психология » Статьи по психологии |
Психотерапия - методы работы
Методы коррекции Психокоррекционные методы - это обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической, психокоррегирующей помощи. Психотерапевтическая помощь немедицинского характера отличается от медицинской тем, что природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими; обращающийся за помощью не признает себя больным и объективно им не является. В таких случаях возможно применение психокоррекционных методов психологической помощи, которая является индивидуальной и базируется на глубоком проникновении в личностные особенности, чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими человека, обратившегося за помощью. Аутотренинг Благодаря работам немецкого психотерапевта И.Г.Шульца во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности. Л.Л.Примак писал, что в аутогенных тренировках используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы. Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Теснейшая взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и тонусом скелетной мускулатуры позволяет посредством сознательного изменения тонуса мышц влиять на уровень психической активности. Бодрствующее состояние человека всегда связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем выше этот тонус. Это важнейшая физиологическая закономерность лежит в основе всей системы аутогенных тренировок. Для того, чтобы овладеть аутотренингом, необходимо предварительно выработать умение полностью расслаблять мышцы тела. Аналогичным образом сказывается на уровне психического тонуса нервной системы и ритм дыхания. Частое дыхание обеспечивает высокую активность организма. Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Чувственный образ - это активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных, безрадостных картин рано или поздно подтачивает здоровье, и наоборот. Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается. Третий путь воздействия на психофизиологические функции организма связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов, самопереговариваний и т.п.) давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних резервов во время соревнований. Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, является тем средством, которое не только способствует росту резервных возможностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга. Групповой тренинг Под групповым, или, другими словами, социально-психологическим, тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. С точки зрения содержания круг задач, решаемых средствами группового тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга. Л.А. Петровская считает, что все множество форм социально-психологического тренинга можно разделить на два больших класса: - ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты); - нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения - имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Среди методов социально-психологического тренинга, в основном, выделяют групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр. Методы группового тренинга характеризуются ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового воздействия, реализуют принцип активности обучающегося через включение в обучение элементов исследования. Если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним. При всем разнообразии методов группового тренинга в целом методы групповой дискуссии являются базовыми, так как в той или иной модификации практически всегда входят во все другие. Кроме того, занятия могут записываться на магнитофонную ленту или делается их видеозапись. Последняя форма тренинга получила название "видеотренинг". Эта звуко- и видеозапись используется руководителем тренинга для просмотра участниками группы и последующего проведения соответствующей групповой дискуссии. Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля, применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми, коррекции социально-психологической дезадаптации подростков и т.п.
| |
Просмотров: 756 | | |
Всего комментариев: 0 | |